Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Мы не сможем ни ремонтировать, ни строить»

Доходная часть бюджета Новосибирска в 2015 году сократится на 3,5 млрд рублей
Ирина Левшина
24 октября, 2014 14:17
10 мин
Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Фото: Александр Кряжев /РИА Новости
В четверг, 23 октября, в Новосибирске состоялся час прессы с мэром города Анатолием Локтем. На встрече обсуждался вопрос формирования бюджета на следующий год. Мэр призвал воздержаться журналистов от придания дискуссиям и спорам, происходящим вокруг бюджета на 2015 год, политической окраски.
– Попытка перевести в политическую плоскость этот вопрос и противопоставить мэра–коммуниста Локтя и представителя «Единой России» губернатора Городецкого мне кажется неправильной, — отметил мэр в ходе своего выступления. — Речь идет о другом: о решении серьезной экономической и хозяйственной задачи, и нет никакой предубежденности, ведется дискуссия, идет диалог. Есть разные взгляды, они обусловлены отнюдь не разницей в партийной принадлежности. Меня, как мэра, не может не беспокоить вопрос о наполнении бюджета, и когда я говорю, что город будет сталкиваться с проблемами, и сталкивается сегодня с трудностями формирования доходной части бюджета — это объективно.
Анатолий Локоть также отметил, что решение еще не состоялось, дискуссия продолжается и, возможно, городом и областью еще будут достигнуты компромиссы.
Споры о бюджете Новосибирска разгорелись с момента представления губернатором 17 октября бюджета области. По сообщению пресс–службы губернатора и правительства Новосибирской области, комментируя тогда представляемый законопроект, губернатор Владимир Городецкий отметил, что формирование бюджета проходит в непростых условиях, когда основные доходы сокращаются, в то же время увеличиваются расходы по защищенным статьям, что требует напряженной работы по согласованию потребностей и бюджетных возможностей. С этим связано вынужденное решение о перераспределении 10% налога на доходы физических лиц из бюджетов муниципальных районов и городских округов в областной бюджет. Губернатор особо подчеркнул, что полученные в результате этого средства «призваны создать стабильную основу для выполнения обязательств областного бюджета перед муниципальными бюджетами на обязательные расходные полномочия». Они пойдут на выполнение социальных обязательств и выплату зарплат бюджетникам. Без этого перераспределения уже в первом квартале 2015 года могут возникнуть вопросы своевременности выплаты зарплат, что, по словам главы региона, абсолютно недопустимо.
Доводы губернатора считают недостаточно убедительными депутаты горсовета Новосибирска, в частности депутат–единоросс Вячеслав Илюхин убежден, что угрозы невыплаты зарплаты, о которой заявляет Городецкий, на самом деле не существует.
– У нас зарплата менее 40 млрд рублей, а бюджет области — 108 млрд. О какой невыплате зарплаты может идти речь? И какую погоду им в этих 108 млрд сделают 3,5, мне непонятно? — заявил Вячеслав Илюхин РП.
Депутат уверен, что перераспределение поступлений в бюджеты призвано уменьшить размер внутреннего долга области.
– На самом деле все прозаично, просто область уменьшает размер внутреннего долга за счет того, что эти 3,5 млрд забирают у города, внутренний долг уменьшается, становится меньше 50%, и они могут кредитоваться по полной программе! Зато они нас подводят к тому, что у нас 75% размер внутреннего долга! — считает депутат.
Позицию Илюхина разделяют депутаты горсовета Новосибирска, принявшие решение обратиться к депутатам Заксобрания области с просьбой не голосовать за поправки в закон о перераспределении доходов от НДФЛ.
В своем обращении депутаты Горсовета обращают внимание коллег из области на то, что основным доходным источником бюджета города Новосибирска является налог на доходы физических лиц, и что в 2014 году поступления по данному налогу составляют более половины всего объема собственных доходов.
Кроме того, в основу формирования бюджета города на 2014–2016 годы был заложен действующий сейчас 40%-ный размер норматива, и именно он принимался за основу при планировании расходов бюджета города.
По словам городских депутатов, законопроект, внесенный в Законодательное Собрание области губернатором, повлечет уменьшение доходной части бюджета города Новосибирска в 2015 году на 3,5 млрд рублей, в 2016 году — на 4 млрд рублей.
Если учесть, что в Новосибирске в 2015 году уже ожидается существенное сокращение темпов роста поступлений по НДФЛ, в результате чего прогнозируются снижение доходов и соответственно расходов города более чем на 1 млрд рублей, то общее снижение поступлений в бюджет города может составить в 2015 году более 4,5 млрд рублей, в 2016 году более 5 млрд рублей.
Депутаты убеждены, что при довольно неопределенных планах области на спорные 3,5 млрд рублей, город с ними лишается вполне очевидного.
– Город лишится всего развития, мы не сможем ни ремонтировать, ни строить, — подчеркнул депутат Новосибирского городского совета Вячеслав Илюхин.
По его словам, в случае принятия проекта закона, город Новосибирск будет вынужден существенно сократить программу капитальных вложений — строительство, реконструкцию школ и детских садов, строительство метро, транспортных развязок и автодорог, реконструкцию жилищного фонда, теплотрасс, сетей водоснабжения, газификацию жилых домов и других, сохранив только расходы, необходимые для погашения кредиторской задолженности.
Правительство региона предполагает, что решение проблем муниципалитета будет возможно за счет федерального бюджета. В частности, Владимир Городецкий обратил внимание на то, что в областном бюджете еще не учтен ряд направлений, неформализованных в федеральном бюджете, в частности субвенции федерального бюджета на развитие дошкольных учреждений. В случае их одобрения областной центр может рассчитывать на более чем 1 млрд рублей на детские сады. Также дополнительные финансовые ресурсы на дорожное хозяйство возможны при принятии на федеральном уровне решения о введении целевых акцизов на ГСМ на муниципальные и сельские дороги.
Мэр города Анатолий Локоть не разделяет оптимизма правительства региона в части эффективности компенсационных выплат.
– Когда у городских властей есть доля с НДФЛ, город сам принимает решение как этими средствами распоряжаться. Компенсация будет в виде субвенций, предусмотрено целевое использование, и это значит, если указано школа — значит это только школа, а не детсады, а если средства выделены на ремонт Мочищенского шоссе — это может быть только это шоссе. Но мы продолжаем дискуссию и надеемся, что нас слышат.
Владимир Клисторин, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН, считает, что точно такая же ситуация происходит сейчас и в стране в целом, так как повсеместно происходит централизация доходов в федеральном и региональном бюджетах, в ущерб более низким. При этом эксперт уверен, что прежде чем перераспределять поступления средств по бюджетам, желательно сделать специальную оценку того, насколько эффективно расходуются средства из областного и городского бюджета.
– По идее нужно концентрировать средства там, где они используются наиболее эффективно. Теория подсказывает, что должны ресурсы тратиться там, где может быть решена эта проблема на самом низшем уровне из всех возможных, — рассказал Владимир Клисторин РП.
Кроме того, эксперт уверен, что в создавшейся ситуации логичнее было бы не урезать доходы муниципалитета, а обратиться за помощью к федеральному бюджету.
– Конечно, бюджет НСО будет принят с дефицитом, там либо кредиты банков, либо ценные бумаги. Скорее всего, больше первое. Но, тем не менее, как–то закроют этот дефицит, однако нужно обращаться в федеральный центр, и я думаю, что уже такие обращения были и будут еще, и не только с НСО, но и со всех регионов. В этом году уже выделялись дополнительные деньги из федерального бюджета на поддержку региональных, конечно, здесь нужно действовать.
Депутат Госдумы Александр Абалаков убежден, что сторонам необходимо выстроить конструктивный диалог:
– Я считаю, что если сложности возникли, то они возникли у всех. И у регионального бюджета, и у муниципального, и у федерального. Сложно всем. Значит, нужно вместе собраться и вместе решать, что делать. А сегодня получается, что региональные власти ответственность переносят на федеральный уровень (ссылаясь на майские указы), а деньги забирают у муниципального уровня. Логичнее было бы или деньги у федеральных властей просить, раз ссылаются на них, или самим проблему решать.
Депутат Заксобрания Новосибирской области Алексей Александров также считает, что муниципалитет и область должны договориться:
– Городецкий, будучи мэром Новосибирска, подобные решения всегда принимал, посоветовавшись с депутатами Горсовета. И мне не понятно, что случилось, почему изменилась методика принятия решения, после того, как Владимир Филиппович стал губернатором?
Александров убежден, что ни в коем случае нельзя резко уменьшать долю отчислений в городской бюджет, а стоит делать это постепенно, возможно, сначала на 5%. Но при этом городским властям следует искать иные способы получения доходов муниципалитетом.
О некоторых нестандартных путях решения вопроса наполнения местного бюджета Анатолий Локоть уже заявил. В частности власти обратили внимание на арендаторов имущества муниципалитета (земли, муниципальных площадей), в настоящий момент только за счет сбора недоимок по арендным платежам в бюджет была зачислена прибавка в размере 467 млн рублей. Кроме того, мэр города твердо намерен использовать потенциал оборонных предприятий для того, чтобы получить гособоронзаказ уже на ближайший год.
темы
10 мин