Новости – Люди












Люди
«Ой, женщина за рулем!»

Мария Керимова / Фото: Татьяна Бондаренко
День женщины-водителя автобуса наполнен драками, грязью и хамством
11 марта, 2014 10:32
7 мин
Мария Керимова водит автобус № 53 полтора года. До этого работала в такси и кондуктором на том же автобусном маршруте. Рабочий день начинается в 5 утра, заканчивается около полуночи. Утром на личном авто или на такси она добирается до автокомбината № 2, что в районе ВСО, проходит медицинское освидетельствование, технический осмотр автобуса и к 6 часам выходит на рейс. Начальная точка маршрута — площадка у ТЦ «Мой новый», конечная — поселок Солнечный. За день делает в среднем 4 рейса.
Нормально поесть нет времени: интервал между автобусами 5 минут, а если другие автобусы попадают в пробку и приходят на конечную не по графику, то подъехавшим водителям приходится тут же начинать новый круг. Поэтому Керимова заранее звонит в ларек на конечной и заказывает еду: кофе и хот-дог:
— Тут уже знают, что мы водители, для нас делают получше, — говорит Мария Керимова, одной рукой ловко удерживая руль, а второй держа на весу пластиковый стакан. — С нашим графиком работы иногда завтракаешь в 5 вечера. Сначала я брала с собой суп в термосе, но зимой он остывает, а летом – прокисает.
Девушка никогда не нарушает скоростной режим, даже если ей приходится нагонять потерянное в заторах время. Стоя в традиционной пробке на «Стрелке» при въезде в Ленинский район, Маша, чувствуя, что не укладывается в график прибытия на 3-ю Дачную, звонит диспетчеру и предупреждает. Телефон — неотъемлемая часть ее работы, для удобства купила гарнитуру: по ходу движения она уточняет график с диспетчером и водителями других автобусов.

У Керимовой новый автобус: теплый, с автоматической коробкой передач. Водить его не сложнее, чем легковую машину: руль поворачивается легко, сиденье удобное.
Она трепетно относится к чистоте, поскольку вымыть лишний раз руки негде, с собой всегда влажные салфетки, на полке в кабине — крем, расческа, мыло. Свою профессию неженской не считает. Она всегда старается хорошо выглядеть: маникюр, макияж. Но одевается на работу в темный спортивный костюм: в светлом платье водить автобус неудобно — испачкаешься в мазуте. Летом добавляется пыль:
— Всегда нужно помнить, что ты женщина. Я, например, сама автобус не ремонтирую, для этого есть мужчины-слесари.
На передней панели — фотографии детей. Работа не позволяет уделять им столько времени, сколько бы хотелось:
— Ухожу, они еще спят, прихожу — уже спят, иногда даже уроки по телефону учим, — говорит водитель. Но все свободное время старается быть рядом с ними, не отказывая ни в чем. Она признается, что вытерпеть такой график работы может лишь тот, кто сам работал в этой сфере: муж долгое время был ее сменщиком на рейсе, поэтому относится с пониманием.
Тревожных кнопок в автобусе нет, для самообороны Маша возит с собой газовый баллончик и шокер. Однажды на нее напал пассажир-наркоман, ударил, разбил пивной банкой стекло автобуса:
— Когда я с ним «дралась» на остановке, весь автобус к стеклу прильнул — смотрели, чем кончится, и только один мужчина помог. В таких случаях только один выход — звонить водителю автобуса, который едет сзади, чтобы он быстрее подъехал на помощь.

Пассажиры по-разному относятся к женщине-водителю. Некоторые удивленно и восхищенно, а большинство не обращают внимания. Некоторые просят остановить в неположенном месте, на светофорах, она отказывает, в ответ ей грозят жалобами. Маша вежливо общается с пассажирами и не отвечает на их хамство. Последнее время активизировались аферисты: снимают на камеру мобильного телефона определенный автобус, а после подают на водителей и транспортную компанию в суд, якобы получили травму в ходе поездки или же водитель наехал на них на дороге.
Маша работает без кондуктора —еще одного человека содержать невыгодно. В этой роли попробовала себя я. Оказалось, что быстро давать сдачу не так-то просто, но Маша виртуозно справляется с этим: по отдельным секциям заранее разложена сдача с 50, 100, 500, 1000-рублевыми купюрами.
Большая часть пассажиров ездят по проездным билетам. Есть даже постоянные клиенты — льготники-пенсионеры, которые бесплатно ездят на другой конец города за буханкой хлеба. Для них, по словам Маши, такая поездка — возможность пообщаться. Подъезжаем к рынку на улице Рахова:
— Здесь много льготников, пенсионеры сюда ездят за покупками, — поясняет она.
На остановках вблизи рынков, больниц и социальных учреждений действительно выходят и садятся льготники, поэтому доля оплаты наличными здесь не высокая.

На автокомбинате № 2 трудятся водителями еще несколько женщин. У водителя автобуса маршрута № 6 с четырехлетним стажем Анастасии Чуклиной отец работает водителем более 30 лет. Еще маленькой девочкой он брал ее с собой в рейсы. Мария Горюнова работает 8 лет, до этого водила троллейбус, сейчас — автобус № 11.
Удивление пассажиров тому, что за рулем женщина, они научились воспринимать с юмором:
— Когда мне говорят: «Ой, женщина за рулем», я в ответ парирую: «Ой, мужчина в салоне!». — Когда начинала ездить, моего мужа, который работал на другом автобусе, спросили — Что у вас там за пацан-хиппи работает: с волосами длинными, с сережками. А он — это девушка, моя жена. — Удивлялись, но сейчас уже привыкли, — вспоминает Мария Горюнова.
Отношения с мужчинами автобазы у всех выстроены по-разному. Мария Горюнова признается, что она для них свой парень, вместе с ними она даже чинила автобус:
— Я пришла сюда работать наравне, а не просто кататься!
Анастасия Чуклина и Мария Керимова предпочитают держать дистанцию:
— Когда мне мужчины тянут руку, я не даю, это не ко мне, — говорит Анастасия Чуклина.

В целом мужчины уже привыкли к коллегам-женщинам и относятся к ним снисходительно и благосклонно.
Для них на дороге важна не женская солидарность, а правила безопасности, так же, как и водителей-мужчин, их возмущают неопытные автолюбительницы, паркующиеся посреди улицы, перекрывая дорогу, и ездящие как пожелают.
Собеседницы признаются, что женщины, работающие на автобусах, — это люди очень выдержанные и сильные духом: случались и слезы, и обиды, но они никогда не показывают их на работе. Несмотря на издержки профессии, женщины не хотят менять ее на более спокойную и «женскую»:
— Сидеть на одном месте тяжелее, а водителем автобуса ты всегда в движении, люди вокруг, — говорит Анастасия.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости