Новости – Люди












Люди
Куда ведут следы

Фото: Антон Буценко / ТАСС
Что могут рассказать о человеке отпечатки пальцев, и как запахи помогают ловить преступников
2 апреля, 2015 14:40
9 мин
В конце марта в селе Никольское Должанского района Орловской области неизвестный забрался в продуктовый магазин, стащил продукты и алкоголь, а напоследок угостился дорогой сырокопченой колбасой. Огрызок от колбасы с веревочкой он бросил на прилавке, оставив на нем четкие следы зубов. Сам того не зная, жулик оставил криминалистам вещдок, по которому его можно найти.
– Это хорошо, что колбаса попалась твердая, — смеется главный специалист-эксперт ЭКЦ ЦМВД по Орловской области Николай Мальцев. — Все особенности прикуса отпечатались на огрызке очень хорошо, будем проводить трассологическую экспертизу и исследование слюны, оставленной воришкой на колбасе.
Если его сразу не поймают, вещдок со снятой с него экспертизой тщательно упаковывается, нумеруется и отправляется в архив, где хранится долгое время. Уже не раз бывало, что преступник мог проявить себя еще раз, а тут — раз и отпечатки либо прикус, а то и запах выдает его в причастности к ранее совершенным преступлениям.
В расследовании дел криминалисты участие не принимают: это целиком дело следователя. Но сопровождают в месяц расследование по 10-15 уголовным материалам. Грамотно проведенное изъятие следов или экспертиза могут в буквальном смысле слова рассказать о человеке все. Криминалисты тоже, в свою очередь, знают цену следователям.
– Тот, который сразу прогоняет всех лишних людей с места происшествия — это хороший следователь, — рассказывает Николай Мальцев. — А то, бывает, понабегут, да еще начальство приедет, наоставляют следов, работать мешают. Бывает, изымешь свежий след, ну, думаешь, все — удача! Начинаешь проверять — а это сотрудник полиции оставил! У нас же есть вся база дактилоскопических данных наших полицейских.
Хуже работать с теми следователями, которые ставят абстрактное задание: найди то, не знаю чего. Но с уважением криминалисты относятся к тем, кто приходит к ним за помощью узнать, что можно «выжать» с конкретного вещдока.

Главный специалист-эксперт ЭКЦ ЦМВД по Орловской области Николай Мальцев. Фото: Евгений Бугров / "Русская планета"
Список того, что можно «выжать» внушителен. Чудес не бывает, но составить представление о том, кто совершил преступление, очень даже можно. Например, отпечатки пальцев расскажут о болезнях кожи или суставов. А еще о профессии: свои «узоры» есть у каменщиков или сварщиков. И даже у полицейских разных профессий.
– Когда мы проводили дактилоскопию сотрудников, я обратил внимание, насколько сильно отличаются отпечатки сотрудников ОМОНа или СОБРа от отпечатков следователей или оперативников, — делится тайнами профессии эксперт. — Так же, как отпечатки рук интеллигента сразу отличаются от отпечатков разнорабочих.
Отпечатки рук расскажут о возрасте, помогут определить пол, время, когда были оставлены. Хотя все это приблизительно. Бывает, и у женщин встречаются такие руки, что не любой мужчина сравнится. Во многом помогает система «АДИС». Умная машина выдает список наиболее похожих типов, данные о которых имеются в полицейской базе. И тут уже все зависит только от остроты ума и опыта криминалиста, который находит «своего» подозреваемого. Причем, никаких методик или учебных пособий определения нет: все накапливается с опытом, которым щедро делятся криминалисты в своем коллективе.
– Когда ты с коллегами обсуждаешь проведенную работу, то развиваешься, — говорит Мальцев. — И труднее в этом плане экспертам в районах, которые работают в одиночку и в связи с этим со временем деградируют: могут в процессе работы подстраиваться под следователя, под его требования и видение материалов дела. И поэтому раз в два-три года они проходят аттестацию, получают допуски.
К криминалистам такое щепетильное отношение потому, что находки их могут быть настолько неожиданными, что могут перевернуть все представление оперативника или следователя о картине происшествия.
Так было с убийством пенсионерки в Новодеревеньковском районе. Опытный и дотошный и даже в чем-то занудный эксперт из районного отдела полиции выгреб буквально все, что смог найти на месте происшествия. И внимание его почему-то привлекла каска сварщика, валявшаяся в доме.
– Стали разбираться: откуда каска? Кто из сварщиков мог к старушке приходить? — рассказывает подробности расследования Николай Мальцев. — Долго мы возились с этой каской, наконец, «вытащили» след. И принадлежал он родственнику старушки — парню, который отслужил недавно в армии и никогда в поле зрения правоохранительных органов не попадал. Розыскники поэтому и отнеслись к нашей информации равнодушно, да и жил он в соседней деревне.
Но оказалось, что парень действительно причастен к убийству: позже он сам признался во всем. Причиной стали деньги, которыми хотел разжиться молодой человек. А маску сварщика он надел, чтобы старушка не узнала его.
Но отпечатки рук — далеко не все, что можно «выжать» с места происшествия. Например, квартирные воры имеют «моду» рушить все на своем пути в поисках тайников с деньгами или золотом. И оставляют следы обуви на полотенцах, одежде или газетах, буквально «помогая» криминалистам. Тут тебе и рост, и пол, и даже род занятий, только что возраст не скажешь.
И ничем не уступает другим экспертизам исследование следов запаха человека.
– Чего только преступники не забывают на месте преступления, — рассказывает Мальцев. — И шапочки, и перчатки, и носовые платки. И вот если предмет одежды контактировал с человеком хотя бы 20 минут, уже можно изъять его запах.
Особенно актуально сейчас это с мошенниками, которые обманывают стариков. Приходят «соцработники», старики их усаживают на стул, те рассказывают им «легенды», чтобы украсть деньги и быстрее уйти. Но запах на стуле остался! Его изымают — вырезают лоскут, запаковывают и даже делают копию, если вещдок поступает с делом в суд. Базы запахов людей у полицейских пока нет. Но есть круг подозреваемых, которых в прекрасный момент собирают, приглашают кинолога с собакой, дают псу понюхать образец запаха и — пожалуйста! Он сразу находит нужную личность. Жаль только, сетует криминалист, что собаки, как правило, обучены как универсалы, «специалистов», которые выходили бы только на кражи или поимку разбойников, нет.
По мелочам, которые на первый взгляд, казалось бы, и роли не играют, можно в один момент раскрыть даже самое запутанное уголовное дело.
– Был у нас случай, — рассказывает Николай Мальцев. — Убили пенсионерку в Заводском районе. Никто ничего не видел и не знал, старушка жила одна, особо ни с кем не общалась. Принесли нам большое количество вещей из ее квартиры. И среди них был пакет из-под чулок, который нас попросили исследовать на потожировые следы.
След был найден, но оказался настолько слабым, что криминалистам пришлось повозиться с ним. В результате усиления он едва было не пропал, но был восстановлен. И уже по базе нашли, что принадлежит он мужчине, который приходил к пенсионерке, чтобы снять квартиру, как выяснилось потом. То ли женщина его прогнала, то ли сам передумал, мужчина ушел, но после вернулся. Убил хозяйку и стал шарить по квартире в поисках денег, причем искал так тщательно и до копейки, что залез даже в пакет, в котором старушка хранила чулки.
Мальцев уверен, что экспертами-криминалистами обязательно должны быть не юристы, а специалисты с соответствующим образованием. Например, лингвисты, химики, биологи. Он сам пришел в экспертно-криминалистическую службу с дипломом инженера-механика в 1993 году.
– Больше всего боялся, как я буду строевым шагом ходить и честь отдавать, — со смехом вспоминает эксперт. — Полицейская среда — она же особая. Но, оказалось, что в коллективе, куда я пришел, работали такие же «гражданские». Поэтому, хоть мы и служим в системе МВД, но особенности работы у нас свои, и даже законы свои: например, о неразглашении сведений, о недопустимости предоставления заведомо ложных сведений. И даже то, что полицейских может здорово озадачить, экспертов может порадовать в профессиональном плане.
Например, крупные мошенничества в отношении бизнесменов. Так, в Железнодорожном районе наведался к орловскому бизнесмену в фирму жулик. Выглядел солидно, разговаривал важно: приехал заключать миллионную сделку! Так и вышло — взял у бизнесмена миллион рублей и был таков.
– Оперативники головы ломают — где ж теперь его искать, — говорит эксперт. — Как правило, такие жулики — они все залетные. А для нас так прямо образно говоря радость: подписывая документы, аферист оставил на них четкие отпечатки пальцев. Да настолько, что личность его удалось установить сразу. По всероссийской базе он проходил как ранее судимый, но судили его в разных городах России, и где он сейчас — неизвестно. Но мы эту информацию отдали оперативникам, и дальше уж дело было за ними.
На новые технологии эксперты-криминалисты возлагают большие надежды, но уверены — никакая техника не сможет заменить чисто человеческий опыт и интуицию.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости