Новости – Титульная страница












Титульная страница
Придут поговорить

Мусульмане во время проповеди // © РИА Новости, Саид Царнаев
В Челябинске состоится митинг против строительства мечети
17 мая, 2013 14:55
5 мин
Националисты протестуют против решения мэрии о выделении четверти гектара городской земли под строительство большой мечети и медресе.
Собственно, решение предоставить мусульманам этот участок было принято еще в 2009 году, но общеизвестным этот факт стал совсем недавно, в конце марта. 15 апреля представители челябинских отделений Национального союза России, партии «Великая Россия», Национально-демократической партии и Этнополитического объединения «Русские» направили в городскую администрацию письменное обращение, в котором потребовали не начинать строительство, пока вопрос целесообразности возведения еще одной мечети не будет вынесен на обсуждение горожан. За истекший с той поры месяц никакого письменного ответа общественники не получили, но митинг власть согласовала — правда, не там, где просили, не на открытой площадке неподалеку от места будущего строительства, а в сквере, за деревьями, и в нескольких километрах от планируемой мечети. Впрочем, туда мэрия отправляет всех «несогласных». С организаторами митинга правоохранительные органы уже провели профилактическую беседу, а прокуратура Центрального района выписала предостережение о недопустимости проявлений экстремизма на будущем мероприятии.
В беседе с «Русской планетой» лидер челябинского отделения партии «Великая Россия» Лев Большаков уточнил, что в обращении к мэрии он и его единомышленники предлагают всего лишь провести публичное обсуждение этого вопроса, чтобы понять, как горожане относятся к идее строительства новой мечети. Тем более что раньше на этом месте планировалось возвести стадион, но потом эту идею отвергли — якобы по техническим причинам.
– Такие вопросы нельзя решать без учета мнения населения — хотя бы для того, чтобы в будущем избежать нарушения закона. Уже сейчас звучат предложения закопать на месте будущего строительства свинью — нечистое, с точки зрения ислама, животное, — дабы «осквернить» эту территорию. Сам я таких идей, конечно, не разделяю.
Буквально полгода назад новая мечеть, открытая в 2011 году в Металлургическом районе Челябинска, подверглась поруганию вандала: молодой парень, которого вскоре задержали, перемахнул через забор и расписал стены культового сооружения экстремистскими и оскорбительными надписями. Неприятный и некрасивый во всех смыслах инцидент свидетельствует об агрессивном, радикальном национализме, который разделяет часть молодежи.
Обеспокоенность Льва Большакова вызвана тем, что мечеть, которую планируют строить, станет самой крупной на Урале, а при ней будет работать медресе. По его словам, этот комплекс сооружений привлечет в город множество мусульман из соседних регионов, в том числе экстремистов, и поспособствует «исламизации» города, а также росту межнациональной напряженности. Большаков считает, что если действующие мечети не вмещают всех верующих, то причина — исключительно в приезжих, а никак не в коренном мусульманском населении, которое составляет по примерным подсчетам 10-13% от общего числа проживающих на Южном Урале.
Еще один аргумент националистов — количество православных храмов. Их в Челябинске — десять на приблизительно 900 тыс. человек славянского населения. Мечетей на сегодняшний день в городе — четыре. На 125 тыс. коренных мусульман. Выходит, что уже сегодня на один православный храм приходится в три раза больше верующих, чем на один мусульманский. Подсчет, разумеется, грубый, приблизительный, да и не вполне ясно, какие из него делать выводы: может быть, просто строить больше православных церквей, безотносительно количества мечетей? Правда, христиане вроде бы не жалуются на недостаток храмов. Пока же челябинские националисты провели свой опрос в интернете. Участвовали в нем 300 человек. За строительство новой мечети высказались 16%, против — 67%. Не имеют мнения на этот счет 17% опрошенных.
Несмотря на то, что официального ответа мэрии на обращение националистов до сих пор не получено, сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов все же прокомментировал журналистам сложившуюся ситуацию. По его мнению, к развитию экстремизма появление мечети привести не может. А прекрасное новое здание украсит город. Более того: «…религиозные организации, которые работают в Челябинске, помогают, поддерживают и развивают культуру в нашем городе. Экстремисты воспитываются не в мечетях, а в частных домах и подвалах, непонятными людьми с непонятными агрессивными убеждениями».
Примерно такое же мнение «Русской планете» высказал глава администрации Духовного управления мусульман Челябинской области Марат Сабиров. Он без обиняков заявил, что не видит смысла общаться с людьми, которые выступают против строительства мечети и выдвигают столь агрессивные лозунги, как те, что выложены в тематической группе «ВКонтакте»: «Танкоград не Багдад», «Скажи нет исламизации города» и рядом с ними — перечеркнутые, как на запрещающем дорожном знаке, слово «ислам» и рисунок мечети. Сабиров опроверг слова оппонентов о том, что у мечети будут четыре минарета — минарет предусмотрен всего один. Он также уточнил, что медресе рассчитано лишь на 40 человек, и не без раздражения заметил: только неверующие или некомпетентные люди могут выступать против строительства культового здания. А с такими что обсуждать? Кроме того, Сабиров пояснил, что новая мечеть жизненно необходима челябинским мусульманам — на сегодняшний день десятки, а то и сотни прихожан в любую погоду вынуждены совершать обряды во дворах, под открытым небом, потому что внутри зданий в исламские праздники просто не протолкнуться. Напоследок он сказал, что некоторые из мусульман собираются прийти на митинг националистов — «просто поговорить». На аккуратно заданный вопрос, можно ли надеяться на то, что обойдется без рукопашной, Марат Назипович твердо ответил: никогда традиционные мусульмане этого себе не позволят, а новые мечети как раз и нужны для того, чтобы исламская молодежь не уходила в экстремизм, в подпольные ячейки.
Проблема исламского экстремизма для Челябинской области не столь актуальна, как, например, для Татарстана, где, согласно представленному на днях докладу российского Института национальной стратегии «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье», этот вопрос стоит острейшим образом. Однако в конце прошлого года было завершено следствие по уголовному делу в отношении пяти челябинских представителей международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Их обвиняют в участии в деятельности общественного или религиозного объединения, признанного экстремистским, покушении на насильственный захват власти и содействии террористической деятельности.
Разговор о радикальном исламе и профилактике его возникновения корреспондент «Русской планеты» попробовал было продолжить с руководителем Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Министерства культуры Челябинской области Ильей Аносовым. Диалога, однако, не получилось. Илья Иванович подтвердил, что строительство мечетей можно считать профилактикой распространения экстремизма, но все же затруднился с объяснением того, почему при наличии четырех мечетей в городе кое-кто из несознательной молодежи все же идет в подпольные ячейки, пренебрегая традиционным исламом, и почему пятая мечеть сможет как-то изменить эту ситуацию. На вопрос, какова законная процедура предоставления земельных участков под строительство культовых сооружений, Илья Аносов ответить не смог.
Между тем ситуация, возникшая в Челябинске, для России — не прецедент. Чрезвычайно интересен московский опыт. В столице митинги с протестами против строительства мечетей собирались неоднократно. И городские власти в прошлом году в рамках реформы самоуправления изменили порядок предоставления участков под культовые сооружения. Отныне соответствующие решения возможны только после проведения публичных слушаний. Более того: то же самое решение, дабы избежать конфликта с населением, принял Совет муфтиев России. В конце 2012 года решение о строительстве мечети в Крылатском было отменено, как только стало известно о протестах населения. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что сам вопрос о том, насколько новые мечети действительно необходимы Москве, остается пока открытым: есть сведения, что множество мусульман, посещающих культовые сооружения, не являются москвичами и даже не зарегистрированы в столице. Таковы данные по результатам проверки паспортного режима.
Челябинск — город в целом довольно спокойный и мирный, никогда не отличавшийся ни распространением радикальных экстремистских течений, ни межнациональным напряжением, ни религиозным фанатизмом. По словам Марата Сабирова, строительство храма — дело дорогостоящее и долгое: мечеть, открытая в 2011 году, строилась аж с 1997-го. Деньги на ее возведение жертвовали не только рядовые мусульмане, но и православные. И это вполне нормально. Как нормально и то, что по просьбам приехавших таджикских коммерсантов при поддержке муфтия Уральского региона Рината Раева на одном из рынков Челябинска недавно была открыта просторная молельная комната — гости города тоже имеют право совершать свои ежедневные религиозные обряды в подобающих тому условиях. Тем не менее, столь тонкую, деликатную тему, как чувства и потребности верующих, будь то христиане или мусульмане, заинтересованные стороны снова будут обсуждать не за столом, а на площади.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости