Новости – Люди












Люди
Сокращать некуда

Фото: Ренарт Фасхутдинов
Большинство мигрантов работают в Магнитогорске неофициально, поэтому уменьшение квот на них не повлияет
19 февраля, 2014 15:31
9 мин
Намерение врио губернатора Челябинской области Бориса Дубровского сократить в регионе число трудовых мигрантов магнитогорцы восприняли с одобрением. Однако исследование местного рынка труда показывает, что вопреки ожиданиям никаких перемен для города инициатива южноуральского главы не повлечет.
Снизить использование в регионе иностранной рабочей силы Дубровский потребовал 12 февраля на совещании с главами муниципалитетов: «Элементарный протекционизм должен лежать в основе нашей работы, особенно в условиях ВТО и сокращения персонала на ряде предприятий Челябинской области». Заменить мигрантов он предложил безработными южноуральцами. По данным главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, их насчитывается 26 тыс. 866 человек.
Решением этой проблемы стало сокращение квот на привлечение иностранных рабочих рук. Последние 5 лет Челябинская область наращивала число гастарбайтеров. В 2011 году квота составила 16 тыс. 535 человек, в 2012-м — 17 тыс. 260, в 2013-м — 18 тыс. 700 человек. В 2014 году 515 работодателей планировали пригласить из-за рубежа в общей сложности 41 тыс. мигрантов. Но к этому моменту региональное правительство начало менять свои приоритеты на внутреннем рынке труда, и областная ФМС утвердила заявки только 145 предприятий на 10 тыс. 250 иностранцев. Теперь и эта квота будет пересмотрена в сторону уменьшения.
– Я прямо не верю, что это случилось! — удивляется горожанка Юлия Савочкина. — Давно было пора порядок навести, а то дождемся каких-нибудь погромов. И кто будет виноват? Да тут и не в таджиках или узбеках дело, они к нам не от хорошей жизни едут, там же у них нищета дома. Просто бизнесмены наши удобно устроились, ставят зарплаты копеечные, а потом разводят руками — никто кроме таджиков не идет работать, давайте завезем их еще больше.
— Проблема, конечно, давно назрела, — поделился с корреспондентом РП своими соображениями ведущий менеджер агентства недвижимости «Статус» Ильдар Тагиров. — Мигрантов сегодня реально много, даже если говорить только о нашем городе. Нужны ли они нам в таком количестве? Совсем без них обойтись, наверное, все равно не сможем, но без большей части — вполне. Да, они занимают определенную нишу, но это только потому, что таковы сейчас правила игры. Изменятся эти правила, и бизнес приспособится. Он всегда приспосабливается. Понимаете, предприниматель, как вода, ищет всегда самое легкое и удобное русло. Но это не значит, что его работу нельзя подкорректировать так, чтобы она приносила максимальную пользу не только ему самому, но и обществу. А общество сейчас чувствует угрозу. Не знаю, ощущаете вы это сами или нет, но негатив в отношении мигрантов постоянно нарастает. Все новости смотрят, все знают, что происходит в Москве, в центральной России, и люди опасаются, что у нас тут что-то похожее начнется. Тем более в области кризис, тем более сокращения идут на металлургических предприятиях. Невольно мы все это примеряем на себя — зашатается комбинат, пойдут увольнения и что тогда будет?
По информации городского управления ФМС, за прошлый год в Магнитогорске количество мигрантов выросло более чем на 10 тыс. человек. Зарегистрировались 24 тыс. 594 иностранных гражданина, а снялись с учета за тот же период 14 тыс. 330. Больше всего к нам въехало таджиков, на втором месте по численности идут киргизы, следом за ними — казахи. Для города с 400-тысячным населением такой наплыв ощутим. И если раньше подавляющее большинство мигрантов искало себе подработку на «китайском рынке» возле цирка, то сейчас сфера их проникновения расширилась — к традиционной рыночной торговле добавились мелкий бизнес, строительство, общепит, пассажирские и грузоперевозки.
– Мы прекрасно знаем, где они устраиваются — в строительном секторе и в торговле прежде всего. Регулярно организуем рейды на стройки, на городские рынки. Проверяем документы, отвозим в отделение, снимаем отпечатки, фотографируем. 45 человек в прошлом году депортировали, — сообщает начальник отдела участковых уполномоченных УМВД России по Магнитогорску Асылхан Куйшибаев. — Есть еще мигранты на маршрутках, но там нелегалов мы не выявили. Они уже практически все получили российское гражданство. Кто еще не успел, у тех есть разрешения, они работают совершенно законно. А вот стройки и рынки — здесь нужны постоянные проверки. И не только рынки — киоски, продуктовые магазины, как мелкие, так и сетевые.
Значительную часть этих рабочих мест магнитогорцы готовы закрыть сами. На учете в службе занятости в конце 2013 года в статусе безработных числились 1568 человек. В середине 2012 года их было чуть больше тысячи — рост с тех пор в полтора раза. На первый взгляд, цифры невысокие, однако реальную картину они отражают слабо. Начальник главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов уверен, что уровень безработицы вчетверо выше, чем сообщают центры занятости. Просто мало кто считает нужным вставать на учет — большинство пытается найти работу самостоятельно.

— Полгода назад я искал себе работу, — рассказывает таксист Максим Огарков. — Обзванивал знакомых, повесил статус себе «ВКонтакте», письма рассылал по фирмам. Очень долго не мог устроиться, но в конце концов нашел вакансию сам, работаю, доволен. Была бы возможность в то время, вполне бы мог пойти и маршрутку водить, чем плохо. Я вообще считаю, что на нашем транспорте не должны работать иностранцы. Постоянно же аварии с ними происходят. Языка не знают, деньги на ходу пересчитывают, с земляками гонки устраивают. На трамваях и на автобусах никаких гастарбайтеров нет и все нормально, ездят спокойно. Почему на маршрутки нельзя обычных магнитогорцев брать? Потому что частникам это не выгодно.
Это мнение не единичное. Корреспондент РП провел опрос горожан и выяснил, что единственная сфера, где мигрантов трудно заменить, — это уличная торговля. Продавать сапоги и джинсы, стоя на открытом воздухе, никто не согласен. А вот работа в крытых павильонах, киосках и продуктовых лавках многих вполне устраивает. Против стройбригад, при наличии достойных условий, магнитогорцы тоже ничего не имеют.
– У меня есть опыт работы каменщиком, я несколько лет в летние каникулы ездил по области со стройотрядом, — вспоминает выпускник Магнитогорского государственного университета Юрий Павленко. — Это хорошая подработка, особенно если команда подберется классная. Так что, думаю, многие бы согласились и лопатой помахать, и мастерком. Но только если все будет по закону — договор составить, соцпакет.
Однако ожидать каких-либо перемен на магнитогорском рынке труда в связи с последней инициативой Бориса Дубровского не приходится. Сокращение количества квот на привлечение мигрантов для Магнитки не актуально — их снижать некуда. Как сообщает начальник управления экономики администрации Магнитогорска Галина Калинина, в 2013 году разрешение на работу получили 36 иностранцев из 25 тысяч. Остальные въехали в Россию, задекларировав иные цели, поэтому размер квоты на них никак не отразится.
– Я думаю, не совсем правы те, кто расценивает высказывания Дубровского по поводу мигрантов как чистый популизм. Это не в его стиле, он свои решения всегда продумывает и знает, как добиться их исполнения, — размышляет Сергей Трофимов, руководитель общественного движения «Прорыв». — Просто нужно точнее понимать, что именно он имеет в виду. Проблемы трудоустройства магнитогорских лоточников, «челночников» и плиточников для него сейчас, мягко говоря, не в приоритете. Самая больная тема — именно та, которую он обсуждал с Путиным во время своих «смотрин» на губернаторский пост. То есть промышленность. Помните, куда и зачем Дубровский совершил свою первую поездку в новом статусе? В Златоуст, где уволенные металлурги уже готовили митинг. Сейчас на Челябинском тракторном сокращают людей, на Станкомаше. Вот эти тысячи людей, оставшихся без работы, у него сейчас перед глазами, им он хочет дать какую-то перспективу, создать вакансии. Большинство предприятий, которые подали официальные заявки на привлечение мигрантов, относятся к промышленной, строительной и сельскохозяйственной сфере. Тем самым они расписались, что у них есть незанятые вакансии, на которые они почему-то предпочитают брать иностранцев. Теперь им фактически дано указание — улучшить условия труда и нанять своих южноуральцев. В Магнитогорске же никаких приезжих никуда официально не приглашают, массовых сокращений тоже нет. Поэтому в усиленном режиме разбираться с мигрантами в нашем городе сейчас никто не будет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости