Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Марионетки халтурят

Барнаульские кукловоды вынуждены подрабатывать на стороне, пока решается судьба краевого театра «Сказка»

Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Павел Конев
Здание алтайского краевого театра кукол «Сказка» на улице Пушкина в Барнауле в 2013 году было признано аварийным. Театр из исторического центра города временно переехал в ДК «Моторостроителей» на промышленную окраину. По признанию администрации театра, вынужденный переезд спровоцировал кризис в так называемом «официальном» кукольном искусстве на Алтае. Актеры государственного театра вынуждены работать на себя, зачастую неофициально, образуя частные разъездные труппы.
– В театре это называется халтура. А халтурят там почти все артисты, — рассказывает РП бывшая кукловод государственного театра Анна (Имя изменено по просьбе героини. — Примеч. РП.)
Анна успела и сама во время работы в «Сказке» «похалтурить». Теперь, после ухода со службы, она вместе с другими актерами-кукловодами пытается наладить работу собственного театра «Петрушка», гастролирующего по Барнаулу и Алтайскому краю. Помимо нее, в группе работают еще два актера и водитель. Они все вместе создают и монтируют декорации, подбирают реквизит, изготавливают кукол, включают музыку и свет во время представления.
– Больше четверых работать невыгодно, меньше — некачественно получится, — объясняет Анна.
Таких разъездных кукольных театров в городе порядка 30. Кукловоды считают, что всему «виной» — Алтайская академия культуры и искусств, выпускающая избыточное для региона число актеров и режиссеров. Многие из них пытаются найти себя в частных театральных труппах, в том числе в жанрах кукольного театра. Однако, по мнению главных заказчиков кукольного театра — заведующих детскими садами, из 30 трупп к детям можно допустить не больше 10.
– Кукольников-профессионалов не готовят в АлтГАКИ. Их в Барнауле учат только в «Сказке». По сути, конкурируют между собой на этом рынке только актеры гостеатра, бывшие и нынешние. Остальные труппы сильно уступают в качестве представления. Они не понимают, что наш бизнес — не только деньги. Здесь нельзя работать без педагогических начал в спектакле. Зритель это прекрасно понимает. Малыши идут на представление с родителями, а значит, мы показываем его и детям и взрослым. Ведь в конечном итоге родители решают, вести к тебе ребенка еще раз или нет, — продолжает Анна.
Есть и самоучки, например, как Артем Новиков. Он приехал в Барнаул из небольшого казахстанского городка Семипалатинск. У него нет специализированного образования. В отличие от большинства кукольников, администраторы с ним не работают. Он договаривается о представлениях сам. Сам делает кукол, ищет актеров и ставит спектакли. Профессиональные актеры его деятельность театром называть отказываются, предлагая другой термин — «художественная самодеятельность».
Так или иначе, львиная доля кукольных театров крепко связана со «Сказкой». Действующие актеры пользуются материальной базой театра для собственного заработка. Они берут списанных, либо не занятых в постановках гостеатра кукол. Бывшие работники «Сказки» также стремятся сохранить связь с театром, его администраторами, у которых на рынке театральных услуг в городе «все схвачено», его производственным цехом — в городе мастеров по изготовлению кукол можно пересчитать по пальцам одной руки.
Директор «Сказки» Галина Шнайдер рассказала РП, что знает про подработки своих актеров. Впрочем, факты использования театральных кукол в частных постановках своих сотрудников она отрицает.
– Мы разрешаем подрабатывать, но условие одно — чтобы это не сказывалось на основной работе. Есть театральная этика: не использовать реквизит и материальную базу театра, нельзя, чтобы перекликались названия постановок и так далее. Мы все эти вопросы проговаривали на собрании коллектива. Пока неприятных инцидентов не было. Но если кто-то нарушит наши условия, то последствия будут самые серьезные, — заверила руководитель краевого кукольного театра.
Галина Шнайдер уверяет, что халтура актеров — явление временное, антикризисное. Под кризисом директор «Сказки» подразумевает вынужденный переезд из аварийного здания в историческом центре в городское ДК на окраине промышленной зоны.
– Стало сложно, меньше доходов. Людям нужно как-то выживать в этот непростой период. Поэтому все дополнительные действия актеров — своего рода антикризисная мера. После того, как у нас появится новое здание, необходимость в ней отпадет. Будет новая прекрасная база, будут новые интересные постановки, работы и денег хватит всем. Значит и необходимость в таких подработках отпадет сама собой, — считает Галина Шнайдер.
Однако актеры говорят о том, что проблема не только в переезде театра.
– У актеров краевого кукольного театра самая низкая зарплата в городе. В среднем платят по 12-13 тыс. рублей в месяц. В бюджете на текущий год расходы на культуру еще сократились. В других регионах находят выход. За Уралом кукольники получают по 25 тысяч. Они не понимают, на что мы тут вообще живем, — говорит актер-кукловод Илья.
Официальные лица предпочитают не обращать на все это внимания. Опрошенные РП администраторы гостеатра сделали вид, что не имеют ни малейшего представления о частных труппах и никогда с ними не сотрудничали.
Практически все частные театры никак не зарегистрированы. Экономика большинства из них такова, что приобретение официального статуса юрлица сопряжено с большими финансовыми рисками. А доход у артистов в этом бизнесе небольшой.
– Цена билета в кукольный театр «Сказка» варьируется от 150 до 250 рублей. У нас дешевле. Приглашать гастролеров выгоднее и самим руководителям детсадов — не нужно нанимать автобус, везти детей в театр. Мы и другие частные театры берем 100-120 рублей, если далеко ехать — 150 рублей, — объясняет экономику частных кукольников еще один экс-сотрудник гостеатра Алена. — Из этих 100-150 рублей 20% забирает администратор и 20% — заведующая детсадом. Раньше руководители образовательных заведений брали по 10%. Аппетиты выросли. Оставшиеся 60 рублей мы делим поровну на четверых — трое актеров и водитель, он же монтировщик, реквизитор и так далее. Словом все получают с билета рублей по 15-20.
Аудитория каждого такого спектакля, как правило, составляет 70-80 детей. Актерам удается выручить с представления по 1000-1500 рублей. Деньги неплохие, но нерегулярные.
– Здесь есть и свой мертвый сезон — каникулы и время новогоднего «чеса», когда театр нужен всем. Кроме того, у нас получился не «чистый» доход, поскольку из этой суммы нужно оплатить дорогу, нужно обновлять реквизит, готовить новые спектакли. Если сюда добавить налоги — это будет смерти подобно, — заключает Алена.
В начале февраля пресс-служба краевой администрации сообщила, что в 2016 году будет начато строительство нового здания для театра кукол «Сказка», которое разместится по прежнему адресу на улице Пушкина, 41. В планах властей — снос старого здания и существенное увеличение площади застройки.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин