Новости – Люди












Люди
«В конце месяца, может, что-то изменится»
Фото: Павел Лавров
Автошколы Новокузнецка приостановили набор новых учеников
11 ноября, 2014 12:50
8 мин
Получить водительские права в Новокузнецке стало проблематично. По данным ГИБДД, всего в городе 19 автошкол, и пока ни одна из них не прошла проверку материально-технической базы и не получила разрешения на дальнейший набор курсантов.
Старейшая в городе автошкола «ДОСААФ», которая образовалась еще во времена Советского Союза и с тех пор не поменяла название, остановила обучение курсантов. Набор не ведется, даже по предварительной записи.
– Перезвоните через две недели, возможно, мы снова будем работать, — отвечает грустный голос в телефонной трубке.
Не сдаюсь, настойчиво обзваниваю автошколы по списку из телефонного справочника. Результат закономерный: если автошкола не закрылась совсем, то уж точно не принимает новичков.
– У вас лицензии нет? — пытаю очередного менеджера, на этот раз в автошколе «Виртуоз».
– Лицензия-то у нас бессрочная. Это правила обучения поменялись, у всех автошкол в стране теперь должна быть новая программа обучения водителей, — вежливо и терпеливо объясняет менеджер. — Мы заявку на аккредитацию по новым правилам уже подготовили, но когда она оформится, кто знает? Пока работаем по старой программе.
– Так по ней же уже нельзя работать, — говорю я.
– Можно, если доучивать тех, кто успел записаться на курсы до вступления нового закона в силу. А нового набора нет. Позвоните к концу месяца, может быть, что-то изменится, — объясняет менеджер.
В следующих звонках время на дополнительные расспросы уже не теряю:
– У вас разрешение на обучение по новой программе есть?
– Нет! — раздраженно кричат в трубку сотрудники следующей автошколы из списка в справочнике.
– Программа подписана, ждем разрешения со дня на день. Потерпите несколько дней, — просят в автошколе «Патриот».
– Вы можете записаться на обучение по старой программе, а как разрешение будет у нас, мы вам документы переоформим, — предлагает сотрудник автошколы «Академия вождения».
– А если вас на этом поймают, я деньги за учебу заплачу, а экзамен сдать не смогу? — тут же настораживаюсь.
– Ну не хотите, мы же вас заставить не можем. Что вам посоветовать? Если торопитесь, позвоните в «Клаксон», говорят, они как-то обходят этот момент, — идет менеджер на попятную.
Сразу набираю телефонный номер автошколы «Клаксона». Там и впрямь, оказывается, набор идет.
– А как же новые правила?
– Вы приходите в любой наш офис с паспортом, при личной встрече наш специалист ответит на все вопросы, — обрадовала меня приветливая девушка.
Записываюсь на прием.
Новые образовательные программы подготовки водителей, вступившие в силу 11 августа 2014 года, предписывают автошколам не только увеличение количества учебных часов, но и техническое переоснащение. Автошколы обязывают разработать новую программу обучения в соответствии с утвержденными нормами, подготовить пакет документов и зарегистрировать его в ГИБДД. Экзамены у тех, кто записался на курсы после 11 августа и учился по старинке, сотрудники Госавтоинспекции принимать не имеют права. О грядущих нововведениях было известно уже в ноябре 2013 года, когда были утверждены требования к лицензированию автошкол.
– Но ведь экзамены идут? И машин учебных на улице меньше не стало? — обращаюсь за разъяснениями в ГИБДД.
– Это еще не иссяк поток тех курсантов, которые до момента Ч успели поступить в автошколы, доучиваются люди. А вот сейчас как раз назрело. Почему кризис? Потому что новые автошколы не могут набирать новых учеников: разрешения недооформлены, — объясняют мне в ГИБДД. — Но машины еще долго будут по улицам ездить: у нас по статистике примерно каждый десятый курсант может сдать экзамены с первого раза. Так что пока все доучатся, пока все пересдадут…
Новые правила требуют учить будущих автомобилистов дольше и тщательнее. Самые заметные изменения — в количестве часов обучения: теории стало заметно больше, практики — больше, но незначительно.
– Лично я бы практики сделал, наоборот, больше, — говорит старший госинспектор экзаменационного отделения РЭО ГИБДД Новокузнецка Роман Смыков. — Но в министерстве виднее, конечно. Зато если раньше практика измерялась в академических часах, то есть урок длился 45 минут, то теперь час полноценный. И отсчет начинается с того момента, как курсант сел за руль и начал движение. Так что все равно более подготовленные водители будут.
Согласование новой учебной программы с автоинспекцией — процесс долгий. Отдельно согласовывается состояние материально-технической части автошколы, состояние автодрома, классов.
– Автодромы сложно согласовать. К ним очень жесткие требования, — объясняет капитан Смыков. — У него должна быть определенная площадь, ограждение по периметру, чтобы посторонних автомобилей и пешеходов не было. Плюс коэффициент сопротивления, освещенность, наклоны продольные и поперечные и так далее. Школы сейчас проходят эту процедуру. И в их интересах все требования выполнить как можно скорее. Но это процесс долгий. Как только школы получат аккредитацию, им будет дано право обучать курсантов. На данный момент у нас нет информации, что какая-либо автошкола в Новокузнецке прошла аккредитацию полностью.
– Автошкол станет меньше?
– Пока сложно сказать. Те, которые готовились к этим изменениям, они эту процедуру уже заканчивают. Те, у которых автодром в собственности, им проще. Они будут дальше работать. Кто не справится? Не может же существовать автошкола, которая не имеет права набирать курсантов, потому что не имеет разрешения на обучение водителей? Школы в большинстве своем это поняли поздно и только недавно спохватились. Отсюда и нынешний ажиотаж, — комментирует Роман Смыков.
– А сейчас школы не хитрят? Предпринимают попытки оформить документы «задним числом», как будто курсантов набрали заранее, до 11 августа?
– Списки групп дублируются, ГИБДД получает их сразу. Поэтому любые махинации мы можем вовремя обнаружить. Попытка такая была. Мы ее выявили. Материалы направлены в прокуратуру Новокузнецка и в Кузбассобрнадзор, — успокаивает инспектор. — Санкции к этой автошколе уже применили.
Срок окончания кризиса в ГАИ назвать не берутся: каждая автошкола находится на разных этапах процедуры оформления необходимых документов.
– Заявки подали все. Завтра — одна школа получит разрешение, через неделю — другая. Нужно следить. Город большой. Спрос на водительские удостоверения есть. Скоро ситуация успокоится, — уверен Роман Смыков.
Офис автошколы «Клаксон», где мне пообещали отсутствие проблем при записи на курсы, работает в штатном режиме. Разговор начинается с главного.
– А чего так дорого–то стало? (ранее средняя стоимость обучения в автошколе Новокузнецка была в пределах 15–17 тыс. рублей, сейчас в среднем 30 тыс.) — ужасаюсь, взглянув на расценки. — За эти деньги можно подержанную колымагу купить!
– Так по новым правилам стало гораздо больше часов. Вот и получается, что нам нужно оплачивать труд преподавателей, инструкторов. Это еще цветочки. После Нового года цены вырастут вообще в разы. Так что торопитесь, — настаивает менеджер Ольга.
– А как у вас дела с новой программой обучения? Есть уже разрешение? Экзамены-то потом можно будет сдать?
– Мы единственная в городе автошкола, которая это разрешение уже получила. Поэтому все курсанты идут к нам. Со всего города. Это страшные очереди. Сегодня запись идет только на декабрь, — рассказывает менеджер.
На информационном стенде для посетителей действительно вывешены листки с описанием новой программы обучения. Оформлено красочно, но печати ГИБДД не хватает.
Перезваниваю в ГИБДД, надеюсь разобраться с нестыковкой.
– Ни одна автошкола Новокузнецка на данный момент не имеет разрешения, — терпеливо подтверждает мне старший госинспектор экзаменационного отдела.
– А почему идет прием курсантов в автошколе «Клаксон»?
– У нас такой информации нет. Возможно, они получили необходимые разрешения в главном управлении, в Кемерово, а нам еще не предоставили копии. Если мы найдем нарушения, мы вынуждены будем обратиться в прокуратуру.
Получить официальный комментарий в автошколе «Клаксон» по этому вопросу корреспонденту РП сразу не удалось. Руководство автошколы попросило направить письменный запрос.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости