Новости – Люди












Люди
Как Лермонтов народы объединил
Участники экспедиции по лермонтовским местам. Фото: Михаил Ивановский
Энтузиасты из Пензы за две недели посетили 14 памятников поэту и 5 музеев его имени
20 мая, 2014 17:42
11 мин
Почти полгода группа пензенских энтузиастов готовилась к проведению автоэкспедиции по Лермонтовским местам. 28 апреля в Пензе, в сквере им. Лермонтова был дан старт экспедиции.
В число автолюбителей вошли 12 человек: блогеры, литераторы, историки, изобретатели, врачи, журналисты, в числе которых оказался и я. Автопробег назвали «Лермонтов. Кавказ», поскольку в июне планируется еще один его этап — «Лермонтов. Столицы».
Рассчитали затраты на быт (получилось по 25-30 тыс. рублей на человека) и прикинули маршрут. По ходу решили собирать материал для будущего документального фильма, записывать стихи Лермонтова в местах, где в свое время их создавал автор.
– Цель нашего проекта — еще раз напомнить России и миру о Пензенской области и о «Тарханах», где похоронен поэт Лермонтов, — рассказал РП инициатор проекта «Лермонтов. Кавказ» Денис Симонов. — Еще одна цель — собрать материал со всех мест, где жил и творил поэт, чтобы возможно доставить некие сохранившиеся артефакты в «Тарханы», пополнив действующую экспозицию музея-усадьбы, где в первое воскресенье июля пройдут юбилейные Лермонтовские чтения. Также мы сделали специальные символичные мешочки с нашей эмблемой. В них мы собираем горстки земли со всех мест, где останавливался поэт. Цель та же — передать их на могилу Лермонтова в «Тарханы».

Маршрут выбрали такой: Калмыкия, Чечня, Дагестан, Грузия, Азербайджан, Армения, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Адыгея, Ставропольский, Краснодарский края, и обратно — через Ростов, Воронеж и Тамбов.
Встречали нас по-разному, но везде доброжелательно. Удивились в Калмыкии (это был транзитный пункт пути, к которому Лермонтов никакого отношения не имеет). Впрочем, в главном хуруле (буддийский храм) Элисты нас принял Верховный Лама, пожелал «белой дороги» и расписался на флаге экспедиции. Со спецмашинами нас сопроводили до выезда из города.
В Чеченской Республике нас тоже встречали с мигалками — причем на каретах скорой помощи. Говорят, так здесь принято, если гость почетный. Первым делом показали главную достопримечательность — Мечеть «Сердце Чечни» им. Ахмата Кадырова. Увидели мы ее и в ночной подсветке, и днем. Нам разрешили подняться на смотровую площадку бизнес-центра «Грозный-Сити», откуда мы смогли увидеть все панораму ночной столицы.
Поселили членов экспедиции отдельно в большом доме (он же частная «платно-бесплатная» хирургическая клиника Султана Айсханова) в центре города — на женской и мужской половине, при этом каждому были оказаны полагающиеся почести.
Среди окружения принимающей стороны появлялись желающие «переманить» часть гостей к себе. Однако для этого хозяину нужно было преподнести выкуп — например, барана. Так что все мы остались под крышей клиники.
Памятуя, что цель у нас не праздная, а литературная, мы познакомились с творчеством внучки хозяина дома — юной поэтессы 11-летней Дианы Айсхановой. Стихи о Лермонтове в ее исполнении сопровождались историями о чеченском народе и о… собственном дедушке.
Утром в Республиканском Доме радио прошла пресс-конференция. Разговор в основном шел о том, как с помощью подобных акций привлечь в кавказские республики туристов.
– Сами видите — город отстроили, есть на что посмотреть, на улицах красиво, спокойно, люди улыбаются, никто слова неприятного не скажет, а народ к нам ехать все равно боится, эхо войн покоя не дает, — рассказал РП директор Департамента внешних связей министерства ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Иса Хаджимурадов. — Ваше начинание — пусть небольшой, но очень важный мостик дружбы между нашими народами. Это пример народной дипломатии.
Также в Чечне участники экспедиции посетили первый на пути музей им. Лермонтова, расположенный на хуторе Порабоч — в Шелковском районе. Дом недавно был отреставрирован, но внутреннее убранство осталось аутентичным. В Грозном мы увидели Республиканский драмтеатр, который тоже носит имя Лермонтова, и возложили венок к памятнику поэту.
Необычный прием участникам экспедиции был устроен в Дагестане. По всей его территории — от Чечни до Азербайджана — кортеж передвигался в сопровождении машины полиции, сотрудников спецслужб и группы махачкалинских байкеров.
Алмаз Меркулова, комендант общежития, в котором нас поселили, предложила прогуляться по ночной Махачкале.
– А не страшно? Стреляют поди, бандиты с автоматами ходят? — поинтересовались мы.
– Все это ложь и выдумки. Не страшнее, чем в вашей Пензе. И намного спокойнее, чем в Москве.
Мы воспользовались советом. Ночные улицы встретили нас приветливо. Очень много гуляющих, особенно молодежи. Хиджабов, к которым мы успели привыкнуть в Чечне, на женщинах здесь почти не встретишь, разве что на пожилых.
Все учтивы, говорят по-русски, зазывают в многочисленные кальянные и кофейни. Ночной запрет на торговлю алкоголем здесь, судя по всему, не действует.
– Мы, правда, два дня назад обезвредили в Дербентском районе группу боевиков, — рассказал нам на следующий день сотрудник спецслужб, назвавшийся Виталием. — Но это обычное дело. Просто когда у нас такое случается — по местному телевидению не рассказывают. А у вас — в центральной России — каждый «пук», случившийся на Кавказе, средства массовой информации пытаются чуть ли не до международного скандала раздуть. Делают из нас головорезов. А мы такие же люди, как все. Любим хорошо покушать, отдохнуть. Что, разве у вас нет бандитов и не взрывается что-нибудь время от времени? Не поверю. Если бы не информационная шумиха, Дагестан стал бы одним из самых благоприятных мест для туристов — не только для российских. Одни наши горы чего стоят! Обстановку почем зря нагнетают.
Дагестанцы не хотели нас отпускать, пока мы не посетим старейший город-крепость Дербент, которому, как утверждают местные жители, 5 тыс. лет. Город оказался как раз по пути к нашей следующей точке — Азербайджану, а точнее, к городу Гусары, где сохранился дом-мемориал М. Ю. Лермонтова.
Из всех пройденных нами в течение экспедиции таможен азербайджанская оказалась самой проблематичной. Началось с того, что все четыре экипажа через границу не пропустили. Одна машина у нас была оформлена по доверенности, а согласно здешним правилам, за нее надо оставлять на таможне залог — что-то около 8 тыс. евро, причем в азербайджанских манатах. Лишних евро у нас не было, да и неизвестно еще, когда бы нам вернули залог. Поэтому мы утрамбовались всем составом в три машины, а «Шкоду» оставили у границы.
В машине при пересечении границы нельзя оставлять ничего лишнего — ни дамских сумочек, ни пакетиков с сувенирами. Навьючив все на себя, мы прошли в коридор транспортного контроля. Там весь багаж необходимо пропустить через металлодетектор. Машина тем временем шла «чистой» по своему коридору. Эту же процедуру нам пришлось проделать и при возвращении.
На территории Азербайджана нас заждались товарищи из минспорта и туризма, которые сопроводили нас в Гусары и показали дом, в котором в 1837 году жил Лермонтов. Сейчас это частная собственность, хозяина на территории не было, поэтому мы ограничились лекцией местного экскурсовода и внешним осмотром. Несмотря на поздний час, из окрестных домов вышли люди, сообщив, что следят за нашей экспедицией в интернете. К нашему приезду подготовили стихотворение — конечно же, «Парус».
– Вот вы утверждаете, что Лермонтов — великий русский поэт, — говорит местная жительница Рахила Фахрадова. — А мы уверены, что он поэт Кавказа. Все эти этнические распри между нами — русскими, грузинами, азербайджанцами — надуманы. У нас есть один общий гений слова — Михаил Юрьевич!
Обратный путь из Гусаров лежал вновь через азербайджанскую таможню, Махачкалу, Грозный, и только затем мы въехали в Грузию. Проблем на границе на этот раз не возникло, если не считать казус: часть группы чуть не оказалась заблокирована в туалете на территории Грузии — дверные ручки, как выяснилось, тут нужно поворачивать не вниз, как принято в России, а вверх до упора.

В Грузии мы были предоставлены сами себе. Дипломатических отношений с этой страной у России нет, так что официальные делегации нас не встречали. Однако мы посетили Цинандали, где расположен еще один дом, в котором жил Лермонтов, и доехали до Мцхеты, возложив цветы к памятнику поэту.
До границы Армении от Грузии оставалось менее 100 км. В усеченном составе — на одном экипаже — мы отправились в Армению, в русские старообрядческие села Лермонтово и Фиолетово. Нас предупреждали, что староверы — народ необщительный, близко к своим постройкам не подпускают. Тем не менее, нам не только все показали и рассказали, но даже и немного попозировали на камеру.
По возвращении в отель Тбилиси нас ждал сюрприз: шикарный стол с домашним грузинским вином. Застолье сопровождалось комментариями примерно такого содержания: «Вы нас опасаетесь и не любите, а мы с вами — всем сердцем! Так выпейте же грузинского вина за общий мир и согласие!» Отказываться было неудобно. В итоге вечер прошел в совместных ностальгических воспоминаниях о Советском Союзе, когда все друг другу были братьями.
Разошлись за полночь. Надо было затягивать рюкзаки для следующего перегона — ехать в Ингушетию. Там памятник Лермонтову открыли совсем недавно. Так совпало, что в день нашего приезда в Назрани открывали еще один памятник — Василию Маргелову, которого здесь называют «Десантный батя». В церемонии принял участие глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Несмотря на проливной дождь, он нашел время встретиться с нашей делегацией, подписал флаг экспедиции и книгу из собрания сочинений Лермонтова.
– Спасибо, что нашли время и посетили Ингушетию, — сказал президент республики. — Теперь благодаря Михаилу Лермонтову Магас и Пенза стали городами-побратимами!
Самая насыщенная программа была в Пятигорске. Мы посетили дом-музей Лермонтова, в котором он провел последние два месяца своей жизни, побывали на месте дуэли Лермонтова и Мартынова, поднялись по канатной дороге на гору Машук, где установили символический указатель «”Тарханы” — 995 км».
Последний музей на пути экспедиции ждал нас в Тамани.
Таким образом, за 15 дней участники автопробега (большинство которых члены Русского географического общества) побывали на берегу трех морей — Азовского, Каспийского и Черного; возложили венки к 14 памятникам и бюстам Лермонтова; посетили 5 музеев.
В конце июня состоится второй этап автоэкспедиции «Лермонтов. Столицы», в ходе которого уже меньшим составом пензенцы посетят места в Москве и Петербурге, связанные с жизнью и творчеством поэта.
Весь собранный видео- и фотоматериал ляжет в основу документального фильма, посвященного 200-летию со дня рождения поэта. Планируется, что фильм будет готов к 15 октября, когда торжества по случаю юбилея Лермонтова будут отмечаться официально.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости