Новости – Титульная страница












Титульная страница
На «Ангару» ведут матросов

Ледокол «Ангара». Фото с сайта http://www.ledokolangara.ru/
Ледокол-музей отбивается от судебных исков
4 июля, 2013 12:39
4 мин
Ледокол «Ангара», который вот уже более 20 лет стоит на приколе и ныне является музеем, снова штормит. Различные инстанции осаждают его, требуя то передать судно центру сохранения наследия, то завести на его борту судовой журнал и матросов.
Судно было заказано в конце XIX века в английской фирме «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd». На Байкал его везли частями на всех видах транспорта. 25 июля 1900 года готовую «Ангару» спустили на воду.
Считается, что ледокол участвовал во всех особо значимых событиях Сибири начала XX века. Во время японской войны на нем перевозили солдат на фронт, с его помощью строили транссибирскую магистраль. «Ангара» оказалась на редкость выносливым судном. Лишь в 60-е годы речное пароходство перестало его эксплуатировать.
И вот уже более 20 лет «Ангара» находится на балансе иркутского регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИиК), действуя как общественный памятник-музей.
Сегодня к связанному тросами неподвижному судну ведет красивый пирс. В кают-компании воссозданы все основные атрибуты, есть старые фотографии, собранные из архивов иркутян. По мнению специалистов, очень хорошо сохранились металлические конструкции ледокола. Но вот уже более года коллектив музея не может спокойно работать из-за проверок нескольких государственных ведомств.
На 18 июля у общества охраны памятников назначен новый суд с Восточно-Сибирским УГРН «Ространснадзора». Одна из претензий ведомства связана с тем, что у недвижимого судна нет специально обученного экипажа, не выполняются прочие требования речного регистра, словно речь идет не о памятнике, а о действующем транспортном средстве.

- В заливе Иркутского водохранилища напротив микрорайона Солнечный ледокол находится 23 года, — сообщает «Русской планете» заместитель председателя ИРО ВООПИиК Светлана Утмелидзе. — Известно, что в 70-е годы восточно-сибирское пароходство отдало судно под школу ДОСААФ, которое не сумело его содержать и собиралось избавиться. Председатель горисполкома Салацкий не разрешил это сделать, впервые обратив на него внимание как на исторический объект. Только спустя несколько лет ему удалось собрать большую комиссию, которая подтвердила, что корпус «Ангары» сохранился, английская сталь в хорошем состоянии, а все остальное подлежит восстановлению. В 1989 году наше общество заявило, что гарантирует финансирование ремонтно-восстановительных работ, о чем официально уведомило городской и областной исполкомы. 25 наших отделений, разбросанных по региону, собирали средства из членских взносов и по подписным листам. Также было решено провести благотворительную денежно-вещевую лотерею, выпустив полмиллиона билетов стоимостью в один рубль, которые полностью реализовали. На восстановление старейшего судна потратили более 900 тыс. рублей в ценах 1989 года, собранных обществом. В восстановление музея-ледокола вложились жители 25 городов Иркутской области. А в 1990 году по решению Иркутского горисполкома его поставили нам на баланс.
По словам Утмелидзе, все это время судно выживало исключительно на деньги общества. Ни разу городские или областные власти не восстанавливали его и не пытались включить в какие-либо программы.
- Справлялись, как могли, контролирующие органы и раньше проверяли ледокол, выдавая предписания, — продолжает Светлана Утмелидзе, — но с 2011 года интерес к состоянию «Ангары» заметно обострился.
Восточно-Сибирский УГРН Ространснадзора, проведя свою проверку, потребовал от ИРО ВООПИиК выполнить целый список соответствий речного регистра: создать обученный экипаж, предоставить судовой журнал, выдать свидетельство о праве плавания под российским флагом, — отказаться от выполнения которых коллективу музея удалось путем обращения в судебные инстанции, в итоге чего суд признал часть претензий УГРН Ространснадзора необоснованными.
- В прошлом году на борту ледокола заменили огнетушители, пожарные рукава, купили контейнер для ТБО, — сообщила Светлана Утмелидзе. — Составлена смета на замену электропроводки, внутренний и внешний ремонт. Часть мероприятий еще будут выполняться в ближайшее время. Мы изо всех сил стараемся быть законопослушными.
Но примерно с конца прошлого года к числу недовольных присоединилось Министерство имущества, которое категорически настаивало на проведении капитального ремонта — конечно же, на средства общества — и в обратном случае пугало его расторжением договора.
- Мы долго переписывались, — вспоминает Светлана Андреевна, — получили из министерства не менее трех строгих предупреждений. Понимая, что не сможем отыскать миллионы рублей на ремонт в кротчайшие сроки, подробно объясняли свою ситуацию. И так и не дождались в ответ адекватной реакции.
- Площадь ледокола огромна. Отопительная система работает за счет электричества. Общество не коммерческая организация, не может самостоятельно зарабатывать деньги. В свое время часть средств мы попытались найти, разрешив установить антенны нескольким операторам сотовой связи. Но если раньше правительство области относилось к этому спокойно, то теперь Минимущества потребовало немедленно расторгнуть договоры с сотовыми компаниями.
В начале этого года на президиуме, посвященном ледоколу, министр культуры Иркутской области Барышников предложил передать судно центру сохранения наследия. Но большинство присутствующих поддержали идею оставить «Ангару» ВООПИиК и продолжать изыскивать средства на ее косметический ремонт.
- Вскоре мы отправили письмо министру имущественных отношений Антону Протасову с просьбой не трогать нас до 15 мая, объясняя, что запланировано множество мероприятий, посвященных годовщине великой Победы, проведение дня памяти Салацкого. Но даже в этом случае нас не захотели услышать. Во встречном обращении министерство сообщило, что намерено в одностороннем порядке расторгнуть с нами договор.
После пикета, который провели в поддержку общества жители микрорайона Солнечный, переписка с Министерством имущественных отношений прекратилась.
Но, по мнению администрации музея, после предстоящих выборов в Законодательное собрание ситуация вокруг ледокола снова может накалиться.
По ее словам, за все это время у коллектива сложилось собственное отношение к происходящему — что проверками их, мягко говоря, пытаются вывести из равновесия, заставляя покинуть судно по доброй воле.
- Ледоколу не нужна реконструкция, — считают его владельцы, — последний капитальный ремонт судна проводился в 1989 году, когда его восстанавливали за счет средств, собранных обществом охраны памятников.
А тем временем ледокол продолжает участвовать в общественной жизни города и вести просветительскую работу. Ежедневно судно принимает на борт десятки человек. За свою бытность музей реализовывал культурно-просветительские программы «Иркутск с нами», «Наследие и наследники», «Встреча поколений», «Иркутск — морской город», «Ворота на Байкал»… На его базе проводятся городские мероприятия. Работают краеведческие клубы. Он явно не страдает недостатком внимания молодежи. Это вполне нормальный, живущий за счет общественных денег музей.
- В него государство не вложило и копейки, — говорит Светлана Утмелидзе, — и сейчас пытается отобрать наше детище.
Причины этого коллектив общества охраны памятников видит в банальных вещах: кому-то понадобился не музей, а сам ледокол «Ангара».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости