Новости – Люди












Люди
Время раздавать гранты

Фото: fotoimedia / Денис Гришкин
Алтайские предприниматели — о том, как они переживают экономический кризис
10 марта, 2015 13:18
7 мин
В Алтайском крае власти пытаются предупредить масштабные сокращения работников на предприятиях. В конце февраля на эти цели региону была обещана федеральная поддержка на сумму 180 млн рублей, но ее получат всего четыре компании. Как справляются остальные, в том числе и самый уязвимый для кризиса малый бизнес, выясняла «Русская планета».
– Сравнивать кризис 2008 года, вызванный финансовыми спекуляциями на мировых площадках, с нынешней ситуацией в стране неверно. Если тогда ошибки в экономической политике привели к определенному застою в экономике России, то новый кризис спровоцирован геополитикой, по сути новой «холодной войной». Так что и выход из него будет непохожим на выход из кризиса образца 2008 года, где Россия выплыла на общей волне подъема мировой экономики, — рассуждает в интервью РП Александр Кондратьев, владелец турбазы «Куб-А». — Безусловно, нынешний кризис негативно сказался на туристической индустрии, к которой я имею непосредственное отношение. Чтобы удержаться на плаву, мне, как и многим другим, пришлось «заморозить» цены на туристические услуги, будто бы не произошло полуторного повышения цен на продукты питания, 10-20%-ного — на электроэнергию, уголь, дрова.
Уменьшился спрос на корпоративный отдых, компании стали экономить деньги на массовых развлечениях. Для турбаз в шаговой доступности от городов это существенная потеря клиентов. Несколько моих компаний-клиентов перед Новым годом отказались от празднования, и я не получил запланированную прибыль.
2015 год будет непростым: придется затянуть пояса потуже, отказаться от некоторых инвестпроектов, возможно возникнут временные трудности с выплатой кредитов в межсезонье. С другой стороны, кризис заставил нас пересмотреть приоритеты: более серьезно заняться детским образовательным и познавательным туризмом — на детей и в кризис родители не экономят. Также мы будем развивать свое подсобное хозяйство при турбазе, чтобы продавать недорогие продукты.
Меньше всего кризис в стране коснулся горнолыжного туризма. Возможно, такой туризм дал рост. Так что приглашаю инвесторов для совместного строительства перспективной горнолыжной трассы в селе Голубцово Заринского района.
В 2013 году я был участником программы грантовой поддержки в сфере туризма, в 2014-м участвовал в госпрограмме софинансирования социального туризма. Мне это, безусловно, помогло. Вот только таких счастливчиков, как я, в среде малого бизнеса в крае — несколько десятков человек. Я считаю, в кризисные годы поддержка малого бизнеса государством должна быть увеличена не в разы и даже не в десятки, а в сотни раз через гранты, софинансирование проектов, льготное долгосрочное кредитование, причем не через коммерческие банки, а напрямую государством. Малый бизнес в России успешно развиваться без денег не сможет, а времени на накопление начального капитала у нас просто нет.
– Мой бизнес связан с оказанием охранных услуг премиум-класса, мы специализируемся на охране крупных корпоративных клиентов, — говорит РП Алексей Неверов, владелец объединения частных охранных предприятий. — Первый кризис 1998 года прошел для нас безболезненно. Тогда еще актуальны были «бандосы», «наезды» и «крыши», поэтому наши клиенты в столь непростое время просто побоялись потерять нажитое, экономя на безопасности. Более того, годовой оборот в тот год даже вырос на 15%.
Потом были «светлые» для бизнеса годы. Деньги легко тратились на массу достаточно затратных социальных проектов «для души и для людей».
Во второй кризис 2008 года нам удалось сохранить обороты: наши бизнес-партнеры тогда также не стали урезать расходы на безопасность за счет имеющегося «жирка». Но чтобы сохранить достойный уровень дохода своих основных сотрудников и безболезненно, по ежегодной традиции, индексировать им зарплаты, мы отказались от «социальных игрушек». Сэкономили, отменив традиционные праздничные корпоративы — что, кстати, никак не повредило работоспособности и сплоченности коллектива. Отказались от щедрых подарков к праздникам и прочей псевдосплачивающей мишуры. Отношения в коллективе стали более рациональными, четкими и рабочими.
Нынешний кризис для нас самый жесткий, но, как люди закаленные, мы воспринимаем его спокойно, по принципу: «Нас пугать — что медведя: удовольствия мало, а страху натерпитесь». Отменили всем годовые премии, ряд менеджеров сократили, а оставшимся управленцам слегка урезали зарплаты, выявили и «подчистили» некоторые непрофильные расходы, половине линейных сотрудников не проиндексировали оклады. Стали жить еще скромнее.
Из-за сокращения нашими клиентами своих бюджетов на безопасность наши обороты за 2014 год упали на 10%, прибыль — на 20%. Рентабельность снизилась на 0,9% и составила по итогам года 6,5%. Такое у нас случилось впервые за 20 лет нашего поступательного развития на рынке. Но самое неприятное — в «светлые» годы мы набрали кредитов. Но мы не отчаиваемся: будем и дальше разумно экономить, искать новые возможности технологической оптимизации и диверсификации бизнеса. Если государство не будет нас в это непростое время «кошмарить» — выживем, сохраним коллектив и через год-два восстановим утраченные позиции и зашагаем дальше.
– Я уже много лет занимаюсь разведением свиней и крупного рогатого скота. А в сельском хозяйстве, как известно, что ни год, то кризис. То засушит, то затопит, то цены на сельхозпродукцию упадут ниже некуда, когда все кругом дорожает. Выживаем, как можем, ни на кого особо не надеясь, ни у кого не прося помощи, — жалуется фермер из Хабарского района Александр Вельбой. — Нынешний кризис для моего хозяйства мало чем отличается от 2008 года. Тогда цены взлетели на все: корма, ГСМ, запчасти. А на нашу продукцию спрос упал. Так оно все по наклонной и катится.
У меня нет валютных сбережений, недвижимости за рубежом. Зато есть 12 детей, 10 из них — приемные. Всех их надо на ноги поставить, дорогу в жизнь дать. Старшие в Барнауле учатся, каждому нужно сумку с продуктами собрать, чтобы зубы на полку не сложили. Вот и вкалываю с утра и до ночи, а сейчас в кризис еще больше работать придется. Жизнь-то в городе подорожала.
Вопреки всем кризисам планирую поголовье увеличить. Тем более спрос сегодня на свинину неплохой, да и цена заметно подросла. Пробьемся!
Деревня всегда жила натуральным хозяйством, и любой кризис нам был нипочем. Сегодня односельчане жалуются: в магазинах пельмени и молоко подорожало. А держать коров никто не хочет. Жители нашего района могли бы половину Алтайского края прокормить, если бы им дали такую возможность. А сейчас никакой конкретики. Люди разведут хозяйство, а потом то цены нет, то спроса, то кризис. Да и разучился наш народ вкалывать, а жить хочется красиво.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости