Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Ледовый переход

Ровно 80 лет назад началась переброска из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре воинов-строителей
Елена Коваленко
27 декабря, 2013 18:31
1 мин

Памятник красноармейцам не могли установить 35 лет. Фото со страницы «ВКонтакте»

В этом году исполняется 80 лет героическому пешему переходу нескольких тысяч красноармейцев из Хабаровска в строящийся Комсомольск. За две недели они преодолели 400 километров сквозь пургу и морозы.
Шел 1933 год. Комсомольск-на Амуре возводили уже второй год. Правительство Советского союза озаботилось медленными темпами строительства авиационного завода. В глухом таежном углу элементарно не хватало людей. Когда стало понятно, что призывы и лозунги не смогут решить эту проблему, решено было отправить на помощь комсомольцам военных строителей. Но период речной навигации к тому времени уже закончился, а железной дороги еще не было.
Тогда по приказу командующего Особой Дальневосточной армией Василия Блюхера колонна из шести тысяч молодых красноармейцев отправилась из Хабаровска в село Пермское на строительство Комсомольска.
Батальонам предстояло преодолеть 400 километров по торосистым льдам Амура и по бездорожью. В это время уже установились жестокие морозы, а сильный ветер периодически поднимал пургу. Они выступили в поход 26 декабря. И через 13 дней «стройбат» достиг Комсомольска. При этом не было зафиксировано не то что потерь, но и даже обморожений.
После этого аж до начала Великой Отечественной войны солдаты были одной из основных сил на строительстве крупнейшего индустриального центра на Дальнем Востоке СССР. На их счету жилые дома в центре города и в Дзёмгах, первые школы и клубы, реконструкция лесопильного завода, расширение кирпичного завода №1. Военные принимали участие в строительстве ТЭЦ, «Амурстали», авиа- и судостроительного заводов, занимались благоустройством улиц.
В хабаровском краеведческом музее сохранились свидетельства очевидцев тех событий.
«У казармы, рядом с клубом «Ударник», мы организовывали площадку, очистив ее от пеньков и болотных кочек. Там у нас был центр всей культуры: игры, танцы, самодеятельность. Вдоль казармы поставили скамейки, разбили клумбы, засадили их лесными цветами. Лично мною был сделан маленький бассейн со скалой посредине, в которой била струя воды, а в бассейн мы напустили рыб из Амура, в основном это были касатки», — писал участник тех событий М.Невидимов.
Спустя 35 лет после героического перехода, активной молодежью Комсомольска-на-Амуре был повторен этот маршрут. А 11 лет назад участникам первого «ледового марша» в Комсомольске был установлен памятник «Воин-строитель».
Примечательно, что история его создания началась еще в 1975 году. Тогда монумент предполагалось установить после благоустройства набережной возле городского автовокзала, на берегу Амура. Там даже поставили постамент, который до сих пор и стоит пустой. 
Лишь спустя 27 лет все же удалось увековечить те героические события. Правда, бронзовые фигуры появились уже в другом месте, в яблоневом саду, образовав единую композицию с уже существующим памятником Первостроителям.
темы
1 мин