Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Они не живые»

Заменят ли мастеров литья и столярного дела современные 3D-принтеры
Елена Коваленко
3 мин
Модель из 3D-принтера. Фото: Алексей Вологдин
Кировская группа «Роднополисы» в песне призывает: «Делай вещи!» И рекомендует слушателям работать мастерами, а не бухгалтерами и менеджерами. Ремесла поддерживает и правительство. Но разработчики 3D-принтеров считают иначе. Как оценивают ситуацию в профессионалы сфере известные в городе мастера — столяр Александр Репин, а также литейщик и инженер-конструктор Сергей Порозняков — выяснял корреспондент РП.
– «Ручная работа», которую сейчас приравнивают к искусству, раньше была только ремеслом. Раньше в Слободском колокольчики сотнями пудов отливали. А сейчас человек отливает один и гордится этим, — говорит Сергей. — Меня познакомили с Борисом Вяземским, который торгует в Москве чугунным литьем. Он предложил наладить производство в Кирове чугунных печных дверок, которые сейчас по его эскизам делают в Китае, кстати, из российского чугуна. В итоге на одном из наших заводов с горем пополам отлили ему 100 дверок.
Но, как рассказал Сергей, сделка так и не состоялась. За то время, пока у нас на Вятке делали и переделывали 100 штук, китайцы отлили два контейнера по 20 тонн.
– Когда варишься в Кирове в собственном соку, — продолжает Сергей Порозняков, — кажется, что мы такие уникальные, такие талантливые. А на самом деле посмотришь по сторонам, и оказывается, что на Украине те же колокольчики стараются сделать аккуратно, пусть и потратят на это немного больше времени. А в Китае вообще крестьяне в простейшей печи льют не хуже, и при этом не заявляют: «Да ну, какая-то мелочевка, время только тратить».
Александр Репин недоволен работой некоторых коллег:
– Сейчас пока нет своей мастерской, меня пустил давний знакомый. Вот работаем, а мне напарник говорит: «Посмотри, парень явно что-то не то делает». Подошел. Действительно, человек, который себя называет столяром, подает на циркулярную пилу доски с противоположной стороны.
Когда слышишь такие истории, начинаешь осознавать разницу понятий «ремесленник» и «кустарь», которую выделял социолог Макс Вебер. Первые берут качеством, а вторые — количеством.
Копируй это
– Смотри, — продолжает рассказ резчик и реставратор Александр Репин. — Когда-то работал в «ВКМ» («Вятские кустарные мастерские» — организация специализирующаяся главным образом на изготовлении иконостасов. — Примеч. РП). Думаешь, там больше зарабатывали те, кто старался сделать хорошо, досконально повторить эскиз? Нет. Те, что грубо и топорно гнал объемы. Вообще, мастера — вымирающий вид. Сейчас есть копировальные станки. Загрузил туда эскиз или слепок, он тебе за ночь сделает столько копий, на сколько резчик потратит больше недели.
– Все новые технологии — это попытка заменить человеческие руки, механизировать, автоматизировать труд. В этом нет ничего нового, — считает руководитель центра прототипирования Вятского госуниверситета Илья Лянгасов. — Объективно людей, которые готовы расходовать время на ручной труд, становится меньше, времени у всех мало. Когда стоят задачи увеличения скорости производства и быстроты реакции, машины более предпочтительны.
При этом Илья не считает, что продукты 3D-принтеров смогут полностью заменить ручную работу. На ее долю останется только узкая ниша самовыражения чувств и эмоций человека.
– Если мы будем двигаться по той колее, по которой сейчас идет мировая цивилизация, — продолжает Илья Лянгасов, — то, скорее всего, прототипирование постепенно вытеснит ручной труд. Эти тенденции прогнозируемы, вопрос только в сроках. Но, если работы в этом направлении буду вестись также активно, как сейчас, то мы придем к этой цели.
Как будто продолжая мысль руководителя ФабЛаба ВятГУ, реставратор Александр Репин говорит:
– Знаешь, я вот сейчас думаю, что когда-то все мастера вымрут. И тогда наступит мне счастье. Я останусь эдаким мастодонтом. И всем придется обращаться только ко мне. Но, правда, гложут сомнения. Сейчас у меня есть несколько постоянных заказчиков: один не молод, второй после операции на сердце. А будет ли кто-то после них?
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, Александр сравнивает два образа. Старые художники академической школы, которые с помощью одного карандаша стремились передать фактуру материала, будь то человеческая кожа или гипс. И современные дизайнеры, которые вместе с родинками могут и пупок стереть, и на рекламу федеральной сети супермаркетов посадить семью, на каждого члена которой свет падает из абсолютно разных точек.
– Уже сейчас подавляющее большинство этого не видит. А если людям и так нравится, то зачем дизайнеру тратить время? Быстро слепил макет, получил немаленькие деньги, побежал дальше. Зачем этому поколению нужны уникальные вещи, в которых каждый мазок или рез говорит об авторе?
Один из героев фильма «Москва слезам не верит» убеждал окружающих, что скоро наступит эра «сплошного телевидения», а театр умрет. Прошло уже больше 30 лет после назначенного срока, но это время так и не наступило. Возможно, и эры «сплошного прототипирования» тоже не будет?
– Сейчас все бегут, зажаты в очень жесткие рамки. Я называю это — беличье колесо. Надо лишь уделить чуть больше времени, чтобы сделать немного поаккуратней, как делали наши деды. У нас в литейном производстве на модель не просто надо навалить землю, а вначале просеять ее, — делится мнением Сергей Порозняков. — Сколько я ни пытался отдавать делать модели на 3D, все равно приходится дорабатывать, дотирать до того, чтобы она стала ближе к идеалу. Нет ничего, что сделает 3D-принтер, что бы не сделал опытный модельщик на старом фрезерном станке.
Сергей рассказал, что одна из столичных литейных фирм сделала ставку на использование 3D-станка для изготовления моделей. Все у них замечательно, ограждения, которые они делали, ровненькие. Но заказчики стали возвращать эти внешне безупречные вещи. В фирме стали интересоваться, что же не устраивает покупателей. «Они неживые, — отвечают заказчики. — Мы их установили, покрасили. А нам говорят: “Они у вас из пластмассы, штамповка или как?”»
– А люди старались сделать как можно лучше. Так что, если это не касается блендеров, кофейников и пылесосов, а речь идет о декоративном чугуне, например, то это лучше изготовить вручную. В общем-то, профессия скоро станет в дефиците. И одними 3D-станками мы не обойдемся, — подытожил Сергей Порозняков.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин