Новости – Люди












Люди
Тагил в проектах
Директор МКУ "Мастерская генерального плана" Татьяна Грядова / Фото: Мария Кузнецова
«Русская планета» узнавала, как изменятся привокзальная площадь и набережная Нижнего Тагила
31 июля, 2014 18:51
8 мин
В Нижнем Тагиле намечается реконструкция. С привокзальной площади уберут маршрутки и стихийную торговлю. Ларьки и палатки разместят в подземном переходе. Улицу Бондина сделают магистральной. На месте жилых домов у НТМК построят спорткомплекс и административные здания. На набережной появятся общепит, игровые и спортивные площадки, проложат велодорожку. Блошиного рынка в центре города не будет. О главных изменениях узнали корреспонденты РП.
Разработанный специалистами Мастерской генерального плана проект реконструкции привокзальной площади является частью проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кушвинская, Кулибина, Садовая, Товарный двор и проспекта Ленина. Заказчиком выступила мэрия в лице начальника управления архитектуры и градостроительства Андрея Солтыса.
– Цель застройки данного участка — как можно больше открыть привокзальную площадь, убрать оттуда транспорт, придать улице Садовой современный застроенный вид, — рассказывает РП директор МКУ «Мастерская генерального плана» Татьяна Грядова. — Сейчас площадь, почти полностью занятая транспортом и стоянками, похожа на муравейник. Поэтому нашей задачей стала грамотная организация транспортного движения. По генплану в городе должны быть центральные улицы, образующие так называемый транспортный каркас. Что представляет собой сегодня улица Садовая? Проезжая часть в некоторых местах отсутствует, кроме того, ее ширина не соответствует уровню магистральной (сейчас 30 м вместо 45. — Примеч. ред.). Эту функцию мы предлагаем передать улице Бондина — сегодня небольшой жилой улице.

Часть территории, за магазином «Райт», попадает в санитарно-ащитную зону Нижнетагильского металлургического комбината. Хотя она и занята частным сектором, по правилам жилых строений здесь быть не должно, говорит Татьяна Грядова. Специалисты «Мастерской генплана» предлагают построить на этом месте крупный общественный центр, включающий спорткомплекс, бассейн, административные здания. «Естественно, необходимо будет решать вопросы расселения людей, частной собственности — этим, в рамках действующего законодательства, займется администрации города», — объясняет Грядова.
С привокзальной площади уберут все маршрутки, для них оборудуют специальную стоянку неподалеку. На площади планируется оставить только остановки общественного транспорта. Перед гостиницей и железнодорожным вокзалом будут скверы и стоянки личного транспорта. Связать всю инфраструктуру воедино будет призван подземный переход.
– Часть перехода уже есть под зданием вокзала, — продолжает Татьяна Грядова. — Мы предлагаем его продлить с выходами на остановки общественного транспорта. Это будет не просто голый подземный переход, а эксплуатируемое общественное пространство с заведениями торговли, обслуживания, кафе и т.д. Часть тагильчан, обсуждая проект на официальном сайте, возмущается, почему, мол, людей загнали под землю, а транспорт оставили наверху? Но посмотрите — в той же Москве большинство торговых комплексов построено именно под землей. Это общепринятая позиция. Стихийная торговля будет ликвидирована.
– Надо менять лицо города. Многие говорят, что мы хотим загубить бизнес, но это не так, — говорит РП начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Андрей Солтыс. — Ларек — пусть это тоже бизнес, обозначенный таким красивым громким словом, но часто ли там совершаются покупки? Точки останутся, но примут более презентабельный вид. Или блошиный рынок… Я не спорю, он должен где-то быть, но не в центральной части города. Если мы хотим и собираемся жить лучше, эти изменения должны произойти.

Еще в советское время проект обустройства привокзальной площади обдумывал директор творческой архитектурно-проектной мастерской «Тагилархпроект» Валентин Соломеин. Однако тогда его не удалось воплотить в жизнь. Тот проект для транспорта предусматривал подземный тоннель.
– Тогда мы думали о том, чтобы убрать транспорт в подземку, а людей, наоборот, наверх, — говорит Валентин Соломеин. — А в этом проекте, как мы видим, людей хотят переместить полностью под землю, я не заметил ни одного перехода на дорогах для них. Может, этот недочет исправят, когда подтвердится весь план, но пока мне этот пункт не очень понятен.
Первая очередь проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кушвинская, Кулибина, Садовая, Товарный двор, проспект Ленина — привокзальная площадь — будет реализована в течение 10–15 лет.

Проект планировки набережной Нижнетагильского пруда в 2012 году также делала Мастерская генерального плана. Проект, размещенный на сайте, представлен екатеринбургской Архитектурной мастерской академика Белянкина. «Он сильно не отличается от нашего, территория набережной такова, что там ничего кардинально нового не предложишь», — считает Татьяна Грядова.
На набережной не будет временных кафе, вместо них появятся постоянные заведения. Планируется строительство кафе-ресторана, поскольку сейчас поблизости нет точек общественного питания, а также детской игровой площадки.
– Сейчас мамочкам негде гулять, отдыхать с детьми, про безопасность я вообще молчу, — говорит Андрей Солтыс. — Поэтому обустройство зон отдыха для этой категории населения из плана в любом случае не уберется, возможно, внесем некоторые изменения в расположение.
Также в проекте предусмотрены зоны отдыха для молодежи. Для любителей активного отдыха построят скейт–вело–парк, баскетбольную площадку и спорт-бар. Вдоль берега проложат велосипедный маршрут. Сейчас на территории набережной есть только один теннисный корт.

– Из плюсов в этом проекте я могу выделить то, что набережную наконец облагородят, а то эти разрушившиеся бетонные конструкции, со времен не знаю кого, уже никуда не годятся, — говорит РП архитектор Жанна Соломеина. — Заметно движение вперед: постоянные кафе, площадки спортивные, — это нужно городу. Жаль только, что проектировщики не учитывают мнение прежних специалистов. У нас раньше была идея доделать площадку на набережной, разместить там макет ушковской гидросистемы, но сейчас расставлены другие приоритеты.
Проект набережной, носящий рабочее название «Тагильская лагуна», вошел в областной проект автотуристического кластера «Самоцветное кольцо Урала», сообщила пресс-служба тагильской мэрии. Его реализацию предлагается начать в нынешнем году и завершить в 2018. Объем инвестиций — более 1,5 млрд рублей. Средства федерального бюджета составят примерно 360 млн рублей, муниципалитет и область внесут 263 млн. Остальная часть — более 1 млрд рублей — частные инвестиции.

– Пока никаких конкретных задач в связи с этими проектами перед нами не поставлено, — говорит Татьяна Грядова. — Они еще неоднократно будут проходить различные стадии обсуждения — на сайте, в ходе публичных слушаний и так далее. Это проекты развития территории, общие направления. В каком виде их примут и как доработают — станет известно позднее. Поэтому тагильчанам не стоит переживать, что вот, мол, что опубликовано на сайте, однозначно то и будет построено. Это не так. Но мы рады, что наконец-то получили возможность решать крупные градостроительные задачи. Долгое время градостроительство как таковое было утеряно и возвращается только сейчас.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости