Новости – Здоровье
Здоровье
Союз мультфильма и добра
Фото: Ассоль Мукарова/ «Русская планета»
Как мульттерапия влияет на современных детей
13 февраля, 2016 06:45
9 мин
Мультфильмы полезно не только смотреть, но и делать. У медиков уже есть и специальный термин — мульттерапия. Этот метод сегодня практикуют как в челябинской детской студии «ВидимоНевидимо», так и в областном онкоцентре. «Русская планета» обсудила с педагогами и психологами, как мультфильмы помогают детям бороться с трудностями, дружить и не терять надежды.
Сначала были розовые единороги
В творческой студии «ВидимоНевидимо» стены разрисованы причудливыми персонажами, на полочках со сказками Бажова соседствуют мультяшные игрушки. В центре комнаты стоит большой стол с красочными рисунками, который обступили дети. Они увлеченно что-то обсуждают. Под прицелом фотокамеры и яркой лампы стоит еще один небольшой столик. На нем лежат вырезанные картинки, а девочка лет семи с осторожностью то и дело их передвигает. В это же время мальчик, сидящий за компьютером, фиксирует кадры в специальной программе.
– Это называется перекладка, когда изображение складывается не из рисунков, сделанных художником, а из перекладки уже готовых фрагментов изображения, вырезанных из бумаги, — поясняет педагог-мультипликатор Юлия Белавина. — Но перед тем как создать новый мультфильм, мы организуем мозговой штурм, рисуем карандашом персонажей. Ребята высказывают свои идеи, и мы вместе их обсуждаем. Конечно, поначалу у девочек среди персонажей были розовые единороги, а у мальчиков — черепашки-ниндзя. Но мы объясняем, что нужно своих героев придумывать. Где-то даже идем на уловки: говорим, что есть авторское право, и ваш герой должен быть уникальным.
Первая студия детской мультипликации «ВидимоНевидимо» открылась в Челябинске пять лет назад. За это время ее воспитанники завоевали многочисленные награды на всероссийских и международных фестивалях детской анимации. Но, как призналась директор студии Екатерина Конакова, главное в их работе не дипломы, а огонек, который горит в глазах детей после очередной съемки мультфильма.
— Для ребят мультипликация — не пустое развлечение, а полезный труд, который вовсе не сложен, потому что он творческий. Каждый мультфильм — про ребят и про то, как они понимают мир, — говорит Екатерина Конакова. — Бывает, малыш молчит, смотрит недоверчиво, а потом мы начинаем работать с ним и оказывается, в его голове столько идей! И он начинает говорить взахлеб, смеяться, раскрашивать персонажей в невероятные цвета.
— В то же время многие детки приходят после школы возбужденные, гиперактивные, а наши занятия их успокаивают, — продолжает педагог Юлия Белавина. — Они понимают, какую ответственную работу выполняют, что их творение увидит много людей, и стараются делать мультики со всей серьезностью.
Сцена из будущего мультфильма. Фото: Ассоль Мукарова/ «Русская планета»
История о самом себе
В соседней комнате — секция пластилиновой мультипликации. Здесь уже ребята постарше работают над очередным мультфильмом. Пятнадцатилетний Валентин выполняет ювелирную работу — по миллиметру мизинцем передвигает брови и глаза пластилинового человечка, держащего в руках крохотную газету. Кадр за кадром, и вот спустя час персонаж оживает на экране, вдумчиво читая статью.
—Это будет мультик про старшего брата, которого родители попросили убрать за котом, а он перекинул всю работу на младшего, — делится Валентин Нагаев. — Раньше я ходил в разные кружки, много чего перепробовал, но четыре года назад впервые пришел в мультстудию и все — затянуло. Мне всегда нравились мультики, хотелось попробовать сделать их самому, своими руками оживить героев. В будущем хочу поступать на режиссерский факультет. Сейчас для меня это место отдыха для ума, потому что готовлюсь к экзаменам и очень устаю.
Режиссер студии Вячеслав Алексеенко отмечает, что подросткам на занятиях нужно в первую очередь выговориться. Они делятся своими проблемами, обидами. Эти откровенные беседы и последующая работа над своим мультфильмом имеют терапевтический эффект. Не зря существует такой термин как мульттерапия.
— Задачи съемки мультфильмов с применением мульттерапии немного отличаются от тех, что мы выполняем, когда занимаемся с обычными детьми, — рассказывает директор студии Екатерина Конакова. — С обычными детьми — это творческое развитие, профориентация, досуг или даже обучение. А с особыми — это поддержка через творчество хорошего эмоционального состояния, вклад в их выздоровление, социализацию. В основном, это дети с задержкой психического или интеллектуального развития, аутизмом. Еще мы выезжали в детские дома, занимались с трудными подростками. Бывают тревожные дети, они свои внутренние конфликты не могут даже проговорить. И вот через вымышленных героев с помощью психолога прорабатываются их проблемы. Если, например, дети с нарушением речи, то с ними лучше работать, применяя метод сыпучей анимации. Работать с мелкими предметами, камушками, песком, кофе — это помогает улучшить мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
Дети из онкоцентра готовят героев мультфильма
Дети из онкоцентра готовят героев мультфильма. Фото из личного архива Ольги Загоскиной
Семь историй о дружбе и любви
Мультстудия «ВидимоНевидимо» предложила свою помощь челябинскому общественному движению помощи онкобольным детям «Искорка». Специалисты провели для волонтеров мастер-классы по мультипликации, и теперь они сами занимаются мульттерапией в онкоцентре.
— Работать над созданием собственного мультфильма интересно, ведь дети сами придумывают персонажей и события в их жизни, — рассказывает мама девятилетнего Станислава Ирина Гурская. — На каждое занятие мы бежим с радостью! Мой ребенок учится делать собственный выбор, отстаивает свою точку зрения, спорит и рассуждает, как будут развиваться события. Обстановка очень душевная.
Ведет занятия в онкоцентре психолог с десятилетним стажем Ольга Загоскина.
— Еще год назад у нас в фонде зашел разговор о том, что можно приобрести полезное оборудование для реабилитации детей, и я предложила оборудование для мультипликации, — вспоминает Ольга Загоскина. — Ребята из «ВидимоНевидимо» рассказали, как и что делать. Оказалось, технически — это довольно сложный процесс, но в то же время увлекательный. У нас занимаются две группы детей. Одна работает в стационаре онкоцентра, а вторая — в помещении фонда для детей, проходящих реабилитацию.
— Ольга Александровна, в чем целительная сила мульттерапии?
— В творчестве и правильном подходе к нему. Мульттерапия эффективна, потому что с ее помощью можно сразу много моментов проработать. Это и работа в команде, и чувство авторства своей жизни. Когда ребята как бы отпускают свое творение на экран и видят уже отделенный от себя кусочек, включенный в общую картину. Ведь проблема наших детей в том, что они большую часть времени находятся в изоляции, и включение в общий процесс — это здорово для них.
Когда ребенок лепит своего героя, он чувствует его, как бы вдыхает в него жизнь. И он сам потом двигает его в своем сюжете. В этом я и вижу терапевтическое воздействие, что дети весь мультфильм придумывают от начала до конца. Мы, взрослые, много говорим, что они должны делать, а здесь дети все решают и свободно действуют.
— То есть вы работаете ради процесса, а не на результат?
— Мы считаем результатом именно отношения, процесс самовыражения. Мультипликация может показаться довольно нудным занятием, ведь нужно по миллиметру передвигать героя, для того, чтобы снять ролик в 20 секунд, уходит два часа. Мы делаем мультики со скоростью 6–8 кадров в секунду — это минимальная скорость. Чтобы снять минутный мультик, надо порядка 100 снимков. Тем не менее, дети проходят весь этот путь до конца. А если считать результатом сам мультик — то да, это не главная цель.
— Какое влияние мульттерапия уже оказала на ваших подопечных?
— Я вижу, как хорошо дети контактируют друг с другом, как сотрудничество между ними развивается. Насколько они умеют друг друга слышать, и как учатся это делать.
Когда мы начинали, у нас были большие трудности, потому что ребята могли взять и уничтожить чей-нибудь персонаж. Но постепенно мы учимся уважению чужого труда и личных границ.
Также дети, находящиеся долго в больнице, перестают верить в свои силы, им тяжело. А когда они снимают мультики, снова начинают верить в чудо, обретают надежду, что с ними все будет хорошо.
Если у взрослых основной язык — это речь, то у детей — это игра и творчество, и с помощью последнего они выражают свои страхи, желания, чувства.
Мы сняли семь мультфильмов. Они в основном о дружбе и доброте, а последний наш шедевр посвящен любви.
— Что вас удивило за время работы в студии?
— Насколько родители эмоционально включаются в процесс мультипликации. Мне очень нравится смотреть в их глаза, когда они с трепетом смотрят мультфильм, который получился у детей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости