По состоянию на 7 июля 10:30
Заболевших694 230
За последние сутки6 368
Выздоровело 463 880
Умерло10 494
Здоровье
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Здоровье

Отказано в доступе

Вдохновленные Кантом ученые объясняют, почему взрослые не помнят раннее детство
Андрей Украинский
5 декабря, 2014 17:21
9 мин
Регистрация биоэлектрических токов мозга, пульса и дыхания ребенка в РАМН СССР, 1979 год. Фото: Фред Гринберг / РИА Новости
Взрослые люди не помнят, как они учились ходить, питались из бутылочки и страдали от прорезывания первых зубов. Ранний период жизни — пробел для нас. Этот феномен связан не с забывчивостью или давностью событий, раскрыть механизмы инфантильной амнезии ученые пытаются уже более 100 лет.
Bad Gateway
Инфантильной или детской амнезией называют отсутствие или ограниченность автобиографических воспоминаний о событиях ранней жизни. Однако если мы не помним их, это не значит, что мозг не хранит информацию. Доступу к ней препятствуют разные факторы, включая изменение структуры мозга с возрастом. Иногда взрослые могут добираться до фрагментов детских воспоминаний без контекста — часто в виде эмоций и образов. Известно, что определенные типы воспоминаний (более личные и эмоциональные) проще «извлекать из хранилищ».
Память и воспоминания формируются в очень раннем возрасте. Но то, что могут помнить пятилетние, взрослым уже недоступно. Воспоминания у детей возникают до появления словарного запаса для их описания. По мере взросления вызывать эти довербальные воспоминания становится все сложней. Способность помнить события раннего детства резко снижается в подростковом возрасте, вероятно, в силу многочисленных изменений в головном мозге, происходящих в этом периоде.
Кладбище детских воспоминаний
Первое научное описание инфантильной амнезии относится к 1893 году — Кэролайн Майлс (Caroline Miles) опубликовала статью «Исследование индивидуальной психологии» в Американском журнале психологии. Автором одного из первых объяснений инфантильной амнезии является Зигмунд Фрейд. Он обнаружил, что у его пациентов есть трудности с вспоминанием того, что было с ними в возрасте до шести-восьми лет. В «Трех очерках по теории сексуальности» Фрейд утверждает, что речь идет не о выпавшем воспоминании, а об амнезии, и проводит параллели с невротическим вытеснением воспоминаний у взрослых. Позже, в «Лекциях по введению в психоанализ» он связывает это явление с травмой, переживаемой в результате угасания Эдипова комплекса и началом латентной фазы становления сексуальности.
Другой теорией является эмоциональная. Ученые заметили, что у детей старше раннего возраста эмоции более живые и яркие. На основании этого они предположили, что изменение эмоциональности с возрастом является причиной детской амнезии. Исследования подтверждают, что события большей эмоциональной напряженности вспоминаются лучше. Это имеет свои эволюционные предпосылки — стрессовые моменты должны быстрей всплывать в памяти.
С точки зрения неврологии причиной инфантильной амнезии является то, что ключевые зоны головного мозга, отвечающие за память, в раннем детстве еще недостаточно сформированы для создания длительной и полноценной автобиографической памяти. Гиппокамп и префронтальная кора действительно «созревают» к 3—4 годам. В связи этим у детей младше 4 лет некоторые ранние воспоминания не сохраняются.
По мере того как ребенок развивается, начинает отделять себя от остальных в своем сознании и осознает свою уникальность, создаются предпосылки для запоминания личного, автобиографического опыта. Формирование того, что психологи называют образом «я», оказывает большое влияние на кодирование и хранение ранних воспоминаний. Согласно теории развития, маленьким детям хватает способностей для формирования и хранения памяти, но недостаточно возможностей, чтобы связать события прошлого и будущего для создания автобиографического «я».
Неполное развитие речи у маленьких детей считается важнейшей причиной детской амнезии, поскольку речь необходима для кодирования автобиографической памяти. Динамика развития способности говорить подтверждает эту теорию. Дети с лучшим развитием речи в эксперименте демонстрировали не только лучшую вербальную, но и невербальную память.
Ни одна теория развития инфантильной амнезии не объясняет этот феномен полностью, все они повергаются критике и в то же время дополняют друг друга.
Что? Где? Когда?
Когнитивные психологи, как правило, объясняют детскую амнезию тем, что ранние воспоминания хранятся в «неправильном формате», поэтому не могут быть воспроизведены взрослым мозгом. Чего не хватает этому формату и когда память детей становится похожей на взрослую? В ходе исследования, проведенного под руководством профессора кафедры психологии Кембриджского университета Джеймса Рассела (James Russell), были получены новые сведения об инфантильной амнезии.
Автобиографическая память состоит из эпизодов воспоминаний о личной жизни. Ее обеспечивают эпизодическая (события личного опыта, пережитые в конкретном месте и в конкретное время) и семантическая (общие знания и факты о мире) виды памяти. Ученые использовали «минималистический», пространственно-временной, подход к эпизодической памяти, утверждая, она зависит от способности объединять все три составные части окружающего — «что», «где» и «когда». У большинства детей эта способность развивается в возрасте от двух до трех лет.
Результаты исследования «Прото-эпизодическая память дошкольников, оцененная методом отсроченного повторения» (Pre-school children's proto-episodic memory assessed by deferred imitation) были опубликованы в журнале Memory. Авторы пришли к выводу, что у детей младшего возраста нет эпизодической памяти, поскольку при вспоминании пережитых событий они еще не способны связывать информацию «где» и «когда» с информацией об объекте и действиях.
«Маленький ребенок просто знает, что сегодня на маме красная блузка. У него нет воспоминаний о первичном событии, которое дало ему эту информацию. Например, он мог видеть маму в этой блузке, когда она выходила из спальни», — объясняет Рассел.
У психологов есть много объяснений, почему пространственно-временная информация так критична для эпизодической памяти. Рассела вдохновил философ-идеалист Иммануил Кант. Отец немецкой классической философии апеллировал к тому, что прожитый опыт сам по себе отмечен тем, что происходит в определенном месте в определенное время. Если это так, считает Рассел, то эпизодическая (событийная) память будет также пространственно-временной. Согласно Канту, временной аспект опыта состоит из кодирования синхронности и порядка элементов события.
«Если у нас есть событие, в котором задействованы мяч и кот, пространственно каждый из них будет восприниматься в определенном отношении к телу — справа или слева, далеко или близко. Кроме того, они будут рядом или далеко друг от друга. Во временном аспекте они будут в отдельные моменты присутствовать в событии вместе или появляться по очереди. Важно, что эпизодическая память должна включать запечатление этих пространственно-временных параметров», — трактует Канта Рассел.
Другим ключевым аспектом эпизодической памяти является то, что она должна быть цельной, а не частичной. Речь идет об одновременном вспоминании всех трех параметров — «что», «где» и «когда».
Чтобы проверить, как дети в возрасте двух-трех лет способны не только запоминать «что-где-когда», но и вспоминать все эти три обстоятельства вместе, исследователи дали 370 детям два вида заданий. Каждый раз участники на второй день должны были повторить то, что им было показано экспериментаторами в первый.
В первом задании экспериментатор передвигал по сенсорному экрану две иконки в определенном порядке, после чего на дисплее появлялось улыбающееся лицо и играла музыка. Во втором задании параметром «что» были два вида действия — качание и верчение ручек музыкальной шкатулки, которую держал игрушечный бегемот.
Чтобы понять, являются ли воспоминания полными или частичными (например, дети вспоминали только «что» и «где», но не «когда»), ученые использовали статистические модели. Результаты не вызывали разночтений. Несмотря на то, что оба вида заданий лучше выполняли дети старше 2,5 лет, во втором задании воспоминания были не цельными.
Принципиальная разница между двумя заданиями состояла в пространственном компоненте. В первом опыте дети могли ориентироваться «эгоцентрически», относительно своего тела. Во втором содержались данные для собственно эпизодической памяти, пространственная информация была связана с окружением.
Рассел связывает динамику развития эпизодической памяти с темпами развития головного мозга детей. Ученые сообщили, что будут продолжать исследование инфантильной амнезии. Изучение этого явления имеет большое практическое значение для психологии, психиатрии и понимания развития головного мозга.
темы
9 мин