Новости – Здоровье
Здоровье
Непродуманная оптимизация
Городская клиническая больница №11. Источник: официальная страница Facebook
Совет по правам человека предложил ввести мораторий на закрытие московских больниц
21 ноября, 2014 21:15
12 мин
20 ноября состоялось заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), посвященное проблемам здравоохранения. Помимо членов совета в нем приняли участие представители системы здравоохранения — глава Минздрава Вероника Скворцова и заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. Крупнейший скандал, связанный с проводимыми реформами, разразился вокруг начавшейся ликвидации московских медучреждений и сокращений персонала, которым руководит Печатников. Обсуждение этого события стало основной темой заседания.
Между ОМС и «майскими указами»
В России с 1990-х годов существует фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), куда работодатели отчисляют процент от зарплаты сотрудников. Эти деньги направлялись на финансирование здравоохранения, в том числе на зарплаты врачей. Средств фонда не хватало, и основные деньги медицина все равно получала из бюджета.
Леонид Печатников. Фото: Галкин Николай / ТАСС
В 2010 году был принят новый закон об ОМС: к 1 января 2015 года все государственные медучреждения должны постепенно перейти на одноканальное финансирование из ФОМС. На практике сокращать бюджетные вливания начали в 2013 году — доля ФОМС возросла почти до 60%. При этом страховые тарифы не поменялись, и больницы столкнулись с серьезным недостатком средств.
Дополнительно усложнила ситуацию задача выполнения «майских указов» 2012 года, которые подписал в день инаугурации президент РФ Владимир Путин. В них содержалось требование повысить заработки врачей до 200% от средней зарплаты по региону к 2018 году.
Результаты не заставили себя ждать: проведя аудит, Счетная палата обнаружила, что российские медучреждения в 2013 году оказались недофинансированы на 19 млрд рублей.
В таких условиях региональным властям осталась лишь одна, крайне непопулярная мера — сокращать число медицинских учреждений и работающих в них сотрудников. «Минздрав сдал всех без боя. Велел субъектам – действуйте! И систему начали планомерно уничтожать», — прокомментировала это руководитель правления ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи (АСМОК) Гузель Улумбекова.
В итоге были закрыты 306 больниц и 76 поликлиник, сокращены 35 тысяч коек (в одной Москве —4 тысячи). И этого оказалось недостаточно.
Оптимизация по-московски
Москва некоторое время с проблемой недофинансирования так остро не сталкивалась — столичные власти в течение двух лет продолжали давать больницам и поликлиникам средства из бюджета. С начала 2015 года подобную практику пришлось бы прекратить.
В столице начали ликвидировать медучреждения, переподчиняя их более крупным, что сопровождалось сокращением коек, закрытием отделений, вывозом оборудования, сменой профиля и, конечно, сокращением штатов. Наибольший резонанс получило расформирование ГКБ №11 — больницы с выдающейся кардиологической клиникой и отделением паллиативной помощи — которую сделали филиалом ГКБ №24.
Наиболее крупный скандал разразился после того, как в октябре 2014 года в интернет попал список московских медучреждений, которые планируется закрыть в ближайшее время. Речь идет о ликвидации 28 клиник (в том числе 18 больниц) и увольнении более 7,5 тысяч медработников.
Эта новость вызвала сильнейший резонанс со стороны врачей и пациентов, озабоченных судьбой системы здравоохранения. Учитывая то, что большинство закрываемых учреждений находятся в центре Москвы, появились подозрения: не делается ли это для освобождения дорогостоящей земли и недвижимости для коммерческих нужд. Ситуацию обострило неафишируемое требование поликлиник подтвердить прикрепление к ним до 1 декабря для продолжения бесплатного обслуживания: для многих это выглядело как переход к платной медицине.
Заинтересовала публикация не только врачей — в конце октября Госдума попросила Генпрокуратуру проверить законность подобных сокращений. Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников счел, что предлагаемая реформа снизит доступность медпомощи. Совместно со своим заместителем Олегом Куликовым он подготовил законопроект, согласно которому закрывать медучреждения можно только решением специальной комиссии.
Сергей Калашников. Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
2 ноября несколько тысяч медработников вышли на акцию протеста, по итогам которой потребовали отсрочки реформ на год, их общественного обсуждения с участием профессиональных сообществ и отставки Печатникова. Следующие акции протеста запланированы на 30 ноября.
18 ноября по поводу ситуации высказался Путин. Выступая на форуме ОНФ, президент заявил, что при проведении реформы «не все продумали и не все доработали». Тогда же президент пообещал «так просто эту проблему не оставить». Уже через два дня после этого состоялось заседание СПЧ.
СПЧ против
К мероприятию правозащитники подготовили несколько рекомендаций. Главной из них стало предложение ввести мораторий на ликвидацию московских медучреждений и сокращение их сотрудников, отозвать уже направленные уведомления об увольнениях. От аналогичных планов оптимизации предложено отказаться и в регионах. Члены совета считают, что реформы следует проводить только после широкого обсуждения с профсоюзами, врачебным и пациентским сообществом, что соответствует одному из требований, прозвучавших на митинге медработников.
Также члены СПЧ рекомендуют отказаться от запланированного перехода на финансирование медицины из ФОМС. Они отмечают, что «с одной стороны, внедрен принцип "хозрасчета" — деньги медучреждению ФОМС перечисляет по объему проделанной работы, например, по количеству принятых пациентов в поликлиниках или по количеству вызовов скорой помощи, но, с другой стороны, если планы перевыполнены, то переработка нередко не оплачивается».
Кроме того, переход на финансирование из ОМС подразумевает, что контроль качества оказания медпомощи осуществляют страховые компании, а значит, появляется дополнительная отчетность, нагрузка которой на медработников и так чрезмерна. Сами страховщики при этом заинтересованы не в повышении этого качества, а в поисках поводов для штрафных санкций, позволяющих вернуть часть затраченных средств.
В качестве альтернативы правозащитники предложили перейти на «смешанную бюджетно-страховую или бюджетную модель, принятую во многих западноевропейских странах с эффективной системой медицинской помощи». Всю экстренную медпомощь и первичную медпомощь в малонаселенных районах целесообразно полностью вывести из «системы ОМС, построенной на принципе окупаемости, и обеспечить непосредственное ее бюджетное финансирование как одной из служб, ответственных за состояние общественной и государственной безопасности», считают они.
Рекомендации СПЧ коснулись и расчета зарплат медработников. В частности, при подготовке отчетов по реализации «майских указов» чиновники должны учитывать только одну ставку без совместительств. Правозащитники считают, что это поможет рассчитать реальный размер оплаты труда и преодолеть ситуацию, при которой хроническая усталость и профессиональное выгорание врача стали нормой. Они предложили повысить окладную часть зарплаты до 70%, чтобы избежать несправедливого манипулирования стимулирующими надбавками и обеспечить стабильную оплату труда.
Врачей — в регионы, больницы — в концессию, частные клиники — в национальное здравоохранение
В ходе заседания многое прояснили руководители здравоохранения. Они отметили, что реформы, как и сокращения медработников, неизбежны, однако проводить их, по словам министра, нужно «с филигранной точностью».
Говоря о грядущих сокращениях, Скворцова и Печатников заявили, что всесторонне поддержат уволенных врачей. Из предполагаемых способов такой поддержки были озвучены оплата переквалификации в дефицитные специальности и трудоустройство московских врачей в регионах с выплатой подъемных и обеспечением жильем.
Вероника Скворцова. Фото: Александр Астафьев / РИА Новости
Министр также рассказала о достигнутом соглашении с рекрутинговым сервисом Headhunter по созданию единой общероссийской базы медицинских вакансий, что также свидетельствует о желании переместить часть врачей из столицы на периферию. Кроме того, в столице открылась горячая линия по трудоустройству медработников. Печатников заявил, что дефицит ряда врачебных специальностей можно устранить возвратом системы обязательного распределения выпускников, и что соответствующий закон уже разрабатывается Минздравом. Реакцию врачей и студентов медвузов на предложенные меры предсказать несложно.
Заммэра также опроверг информацию о запланированном сокращении 7000 медработников пенсионного и предпенсионного возраста, озвученную ранее главой Мосгорздрава Алексеем Хрипуном: «Если нам и есть на кого положиться, так это пенсионеры, потому что у них есть знания. Только благодаря им мы и выживаем. Такого распоряжения — увольнять всех пенсионеров — мы не давали. Иногда легче выгнать молодого, который может закончить другой вуз, если ему нечего делать в нашей профессии».
Поднимался вопрос и судьбе ликвидируемых больниц. Скворцова заявила, что их здания не будут передаваться для коммерческого использования, поскольку приватизация медучреждений запрещена законом. По ее словам, сейчас Минэкономразвития готовит законопроект о передаче клиник в концессию негосударственным структурам. Печатников пояснил, что часть зданий будет использована службами по уходу за недееспособными гражданами и медицинскими вузами.
Министр также говорила о необходимости создания национальной системы здравоохранения с государственным и негосударственным сегментом. В своей работе такая система должна руководствоваться едиными правилами, которые еще предстоит разработать. Необходимо создать «единые критерии по аккредитации медицинских работников, единые лицензионные требования, единые критерии качества оказания медицинской помощи, единые рейтинги, куда будут попадать и государственные, и частные учреждения», — подчеркнула Скворцова.
«Та система здравоохранения, которую мы имеем, нас не устраивает»
По итогам заседания СПЧ пообещал в течение двух недель подготовить новые рекомендации по проводимым и запланированным реформам.
Председатель СПЧ Михаил Федотов сообщил «Русской планете», что сейчас говорить о содержании готовящихся рекомендаций преждевременно. По его словам, правозащитники будут разрабатывать их совместно с Минздравом, медицинским профессиональным сообществом, профсоюзами и правозащитными организациями. «Совет завершит эту работу в ближайшее время», — отметил Федотов.
Если рекомендации поддержит президент, они смогут повлиять на реформу системы образования, считает глава СПЧ. «Они будут осуществляться в режиме реального времени, потому что оптимизация в Москве и других регионах идет в разных темпах, с разным уровнем продуманности, с разным участием региональных властей. Но она идет всюду, и это процесс естественный и необходимый, потому что та система здравоохранения, которую мы имеем, нас, конечно, не устраивает», — заключил Федотов.
Предложения о полном отказе от страховой или частной медицины Федотов назвал «очень радикальными». По его мнению, в первую очередь нужно решить вопрос о том, как увеличить расходы государства на систему здравоохранения, либо как оптимизировать ее расходы в пределах того финансирования, которым она располагает: «Здесь только два решения — или дать больше денег, или повышать эффективность в рамках имеющихся средств».
Глава СПЧ добавил, что главным остается вопрос повышения качества здравоохранения: «Оптимизация должны идти не ради себя самой, а ради повышения качества медицинского обслуживания населения, чтобы человек мог получить медицинскую помощь в любое время и в любом месте, и чтобы эта помощь была оказана ему на самом высоком уровне».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости