Новости – Здоровье
Здоровье
«Инвалидность — это когда нет чувства юмора»
Занятия со слабослышащими детьми после установки кохлеарных имплантов в реабилитационном центре. Фото: Кирилл Сиротюк / Интерпресс / ТАСС
Каким видят мир люди с полной или частичной потерей слуха
27 сентября, 2015 08:00
11 мин
Международный день глухих, который отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых.
«Подразумевая нарушения слуха, мы говорим о глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных людях, — комментирует РП оториноларинголог Елена Рябова. — При глухоте невозможно разборчивое восприятие речи. Глухота может быть врожденной или приобретенной, а по времени возникновения различают раннюю (до трех лет) и позднюю глухоту, появившуюся после формирования речи. Глухота лишает ребенка возможности овладеть речью без спецобучения. Оглохшие (позднооглохшие) — это люди, потерявшие слух, но сохранившие речь, степень сохранности которой будет зависеть от времени наступления глухоты».
Некоторые глухие переносят операцию по кохлеарной имплантации — вживлению электродных систем во внутреннее ухо с последующей электрической стимуляцией слухового нерва. После нее несколько специалистов разного профиля занимаются абилитацией (адаптацией к жизни глухих с рождения, а также утративших слух в самом раннем возрасте. — РП) или реабилитацией пациентов. Это аудиолог, сурдопедагог, психолог.
В коррекционных школах глухих детей учат дактилологии, то есть пальцевой азбуке, в которой каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки. Во многих житейских вопросах инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка, существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих. Глухой человек может быть предельно социализирован. Вопрос только в том, сколько сил и средств придется в это вложить.
«Русская планета» узнала, как живут омичи, которые обходятся без привычных звуков.
«Глухота — это совершенно не смертельно»
— Живем по-разному. Кто лучше, кто хуже. Потому что глухие люди так же отличаются друг от друга, как и все остальные, — рассказывает Александр Комсюков, председатель правления Омского регионального отделения Всероссийского общества глухих. — Я вам скажу, что глухой — это совершенно не смертельно. У Сергея Королева, известного конструктора, был глухой помощник. Циолковский был глухим. Понимаете, то, что человек глухой, не относит его автоматически к какой-то группе. Все хотят разного. Кто-то хочет стать дизайнером, а кто-то программистом. То есть глухота — это всего лишь особенность, а не определяющий фактор. Лев Выготский говорил, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми». Но мы прекрасно общаемся.
— Александр Васильевич, как справляется глухой человек, если ему нужно куда-либо съездить и решить какие-то дела? В больницу, к участковому, за справкой какой-нибудь?
— Он должен сделать у нас заявку на жестового переводчика, причем дня за 2–3 до намеченной даты. С экстренными случаями, конечно, сложнее. Например, ехал я недавно по трассе, заглох, нужен эвакуатор. Пришлось смс соседу отправлять, чтобы вызвал. Если срочно нужна скорая, тоже приходится прибегать к помощи посторонних. Специалистов мало. У нас их готовят в педагогическом колледже, но дела обстоят совсем грустно. Выпустились 60 человек, пришли к нам 10, а остались двое, их не хватает катастрофически.
А вообще специалисты, оказывающие социальные услуги, должны бы знать жестовый язык хотя бы на самом бытовом уровне. Для глухих нужна информационная доступность в сфере социального, медицинского, образовательного, транспортного назначения. Работа в этом направлении ведется, но еще многое предстоит сделать.
Александр Комсюков, председатель правления Омского регионального отделения Всероссийского общества глухих. Фото: Наталья Савченко / «Русская планета»
— Где учатся, а потом и работают глухие?
— У нас в городе есть два специализированных детских сада, две школы. На работу пытаемся устроить через службу занятости, когда набирается группа. Работают, например, кассирами в «Ашане», «Ленте». Там слушать-то особенно нечего, сканером вжик — и готово. Вот если видите на кассе знак с перечеркнутым ухом — это наши люди.
Вообще глухих часто называют глухонемыми — это некорректно, потому что вместо голосового общения мы используем жестовые языки. То есть глухие говорят просто не так, как слышащие. И мы как бы разделены этой стеной, что очень плохо. Вот учат в школе языки: русский, английский, немецкий, а надо бы еще и жестовый, хотя бы основы. Этот язык очень полезен, и мы прибегаем к нему гораздо чаще, чем нам кажется. Головой кивнули или покачали — жест, палец к губам поднесли — жест.
— А как обстоит дело с досугом?
— Мы проводим самые разные мероприятия — и развлекательные, и оздоровительные. Вот только с молодыми сейчас проблемы, потому что они ушли в интернет, у них есть свои чаты, форумы и прочее. Впрочем, как и вся остальная молодежь. А старшее поколение с удовольствием приходит на встречи. Например, для наших ветеранов мы устраиваем своеобразные политинформации: рассказываем, что в мире происходит.
Все как в обычной жизни: люди встречаются, влюбляются, женятся, рожают детей. Надо сказать, что чаще всего пары создают среди глухих, потому что обычному человеку, если он захочет создать семью с глухим, нужно учить жестовый язык. Можно, конечно, использовать и письменную речь, но не слышащим от рождения трудно пользоваться русским языком в повседневной речи, их словарный запас может быть небогат, многое нуждается в объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им, нужно учить жестовый язык.
Врожденная глухота — это все-таки редкость. В основном она бывает приобретенной — в результате осложнений после гриппа, например, или после приема сильнодействующих антибиотиков. Тогда люди приходят к нам, иногда находясь в сильной депрессии по поводу утери слуха. Мы их успокаиваем, говорим, что все это не смертельно, что можно жить. Инвалидность — это не потеря слуха, а отсутствие чувства юмора (смеется).
Глухие думают мыслеформами
— Мы такие же, как все, только совсем немножко особенные. И мы очень разные среди своих. Например, человек, родившийся глухим, и тот, кто слух потерял, будут очень отличаться. И так же будут отличаться те, кто слух потерял, скажем, в 3 года или в 20. Я почти потерял слух в 20 лет после менингита, поэтому иногда чувствую себя двойным агентом. Ну посредником таким между глухими и обычными. И тех, и тех понимаю, — говорит программист Игорь Овчинников. Он носит слуховой аппарат, воспитывает глухого ребенка.
— Игорь, а как глухие люди, те, кто никогда не слышал речь, думают? Вот я думаю словами. Например «курицу, что ли, на ужин приготовить».
— Обычно это образы или жестовая речь. Мои глухие друзья говорят в этом случае про картинки, фрагменты и жестовую речь. Думают образами или жестами. Мыслеформами.
Учащиеся Центра медико-социальной реабилитации детей с нарушением слуха во время урока с использованием FM-системы. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
— Я, когда готовила материал, пыталась переписываться с глухими людьми, но, если честно, мало что поняла. Даже неловко. Построение фраз какое-то странное, нелогичное. Например, мужчина мне написал: «Давай знакомство дружить нет время».
— Ну он хотел сказать: «Давай познакомимся, чтобы дружить, зачем время терять». Да, непосвященному человеку трудно это понять, потому что жестовая речь не имеет падежных форм и окончаний. Вот ты скажешь «дружить, дружила, подружимся», а у него на все эти слова есть жест, причем один. Он как думает, как представляет, так и пишет. Про словарный запас тоже не надо забывать, если человек не любит читать, то он у него слабенький.
Да и как он полюбит читать, если с ним не занимались и половину слов он не знает? Представь, что я тебе китайский текст в русской транскрипции напишу — интересно тебе будет? Ты считаешь его неграмотным, а для него неграмотны слышащие, потому что жестового языка не знают. Среди своих он, может быть, вообще Цицерон.
— Все равно я не понимаю, как глухому с рождения человеку объяснить, что цветок — это цветок. Или что диван — это диван. Если он не слышит и не ассоциирует никак эти понятия.
— Карточки есть. Там картинка и жест, обозначающий эту картинку. Так же объясняют действие. Ходить — идущий человек. С абстрактными понятиями сложнее. Теперь ты понимаешь, почему твой новый знакомый тебе так странно писал? Он как бы пишет жестами. Буквы тоже учат. Процесс долгий и трудный, над каждой буквой работаем несколько занятий. Сегодня, например, работаем с буквой «Т», ее показывают детям и объясняют жестами, как и куда ставить язык. Повторяют, объясняют.
Тут еще дело в том, что далеко не всем показаны импланты. Иногда это просто невозможно по медицинским показаниям. К имплантам рекомендуют «приспосабливаться» с детства. И не все жаждут оперативного вмешательства: при этом вскрывается черепная коробка, всякое может случиться. Потом вживляют устройство. Нужно постоянно все это носить, еще и намагниченную таблетку. Поставить их — это только часть большого дела. Нужен педагог, который научит такой штукой пользоваться в жизни.
— Как правильно вести себя с глухими людьми? Я общалась с собеседниками через переводчика жестового языка и понимаю, что вела себя несколько странно.
— Да, ты вначале глаза таращила и пыталась говорить медленно и внятно, будто я умственно отсталый, а не слабослышащий (смеется). Во-первых, обращаться нужно к собеседнику, а не к переводчику. Веди себя естественно, мы с этим либо давно живем, либо родились такими и адаптировались в разной степени. Во-вторых, многие умеют читать по губам — если уж хочешь общаться «напрямую», говори четко и смотри в лицо, не верти головой и не прикрывай рот. То, что человек жвачку жует, здорово сбивает с толку.
Те, кто не слышит с рождения, могут говорить невнятно. Не надо делать страдальческое лицо — покажи жестом, как будто пишешь, и человек, поймет, что нужно написать, что ты не понимаешь. Что точно не надо делать — так это кричать, тем более в ухо.
Но все же скажу откровенно: некоторые комплексуют, поэтому предпочитают общаться «со своими». Мой друг родился со второй группой тугоухости, носит аппарат, с ним слышит нормально. Но постоянно его носить устает, поэтому периодически, как он говорит, возвращается к себе в тишину. Он рассказывал, что раньше новости смотрел без аппарата, потому что дикторы произносили слова четко, по губам легко было читать. А сейчас их вообще не понимает.
Проблем много, не буду говорить банальности про машины на улице, вообще про информацию, которую люди получают при помощи звуков. Но мы есть, мы живем. Глухота не значит изоляция. Отсутствие одного из органов чувств всего лишь меняет процесс восприятия, потому что «если где-то убыло, то где-то прибыло».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости