Новости – Россия будущего
Россия будущего
Россия — страна не классической коррупции, а примитивного казнокрадства. Часть I
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Реальная Россия: прежде чем выздороветь, надо не умереть
17 февраля, 2016 15:00
8 мин
Россия уже сегодня реально самодостаточная страна. Но уму не постижимое казнокрадство придушило, как оказалось, даже самое потенциально богатое государство в мире. При этом только в России казнокрадство присутствует во всем своем многообразии:
Задача состоит не в том, чтобы увидеть что-то никем еще не замеченное, а в том, чтобы как следует обдумать видимое всеми… |
По замыслу, первый цикл статей «Россия: прежде чем выздороветь, надо не умереть» излагает преимущественно диагноз и анализ фактических проблем России. И только во втором цикле статей — «Самоидентификация России» — предлагаются решения этих проблем.
Однако, анализируя проблему казнокрадства, мы предложим некоторые пути его минимизации уже в конце этой статьи.
Отойти от плана нас заставляет ужасающий факт.
Ежедневное расхищение российской казны в таких размерах — это не просто угроза национальной безопасности. Это отсутствие национальной безопасности.
Если бы в России национальная валюта была привязана к материальным богатствам страны, а не к эфемерному доллару США, то Россия была бы самодостаточной страной, а ее граждане — самыми обеспеченными в мире (в смысле, имели бы как полное удовлетворение законных потребностей физического тела, так и время на самореализацию и развитие души).
Откуда деньги? Да из казны. Но эта тема других статей.
Пока же отметим: Россия уже сегодня реально самодостаточная страна. Но уму не постижимое казнокрадство придушило, как оказалось, даже самое потенциально богатое государство в мире.
При этом только в России казнокрадство присутствует во всем своем многообразии:
- Планомерное хищение бюджетных средств.
- Антиобщественное государственное предпринимательство.
- Всеохватывающее взяточничество.
- Классическая коррупция.
Обо всем по порядку. Статья большая, но и форм казнокрадства множество, а не только всеми обсуждаемые шалости некоторых губернаторов и госпожи Васильевой.
Расхищение бюджета в России — церемония регулярная и повсеместная: и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне.
Крадут и «по пути поступления средств в бюджет», и «в процессе осваивания бюджета», и «путем утаивания средств». Воруют явно, примитивно, цинично.
Как результат в странах, с которыми Россия пытается конкурировать на мировой арене, бюджет составляет примерно 40–50% от ВВП.
В России — 20% ВВП.
Социальные последствия этого феномена: бесплатная квалифицированная медпомощь стала недоступной; пенсии и пособия таковы, что умереть не дают, но и жить не позволяют; уровень бесплатного образования гробит науку и технологическое развитие страны.
Чиновник на заседании Госдумы. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Основные причины скудости российского бюджета:
1) Сокрытие государственными и частными корпорациями капитала — а значит, и налогов — за границей.
Основные воровские схемы примитивны и предусматривают реальную или фиктивную экспортно-импортную деятельность с очевидным занижением отпускных цен в процессе экспорта, завышением закупочных цен при импорте и искусственным завышением стоимости заемных средств (с откатом «за бугром»). При этом в России:
- сырьевой сегмент рынка практически весь экспортный;
- производственный и торговый (продукты питания, лекарства, потребительские товары) — импортоориентированный;
- финансовый — офшорный.
То есть ежегодные объемы безвозвратного вывоза капитала превышают 4% ВВП (около 100 млрд долларов). В России только услуги населению — «внутренние» (но и здесь не без наличного бесчекового оборота).
2) Обналичивание (денег).
Многочисленные схемы фиктивных (никчемных) сделок с целью уклонения среднего и малого бизнеса от уплаты налогов и получения наличных денежных средств, не отраженных в официальных бухгалтерских документах хозяйствующего субъекта, всем известны и уже хрестоматийны: использование фирм-«однодневок», мусорных банков, некоммерческих организаций, платежных терминалов и т.д. Оценочная ежегодная потеря бюджета от «обналички» — более 2% ВВП (примерно 50 млрд долларов).
3) «Бюджетное правило» (размещение излишков нефтяных денег в ценных бумагах США и Евросоюза).
Сегодня оно потеряло свою актуальность, но серьезно истощило бюджет в еще недавние «тучные годы» и, боимся, будет продолжать выводить деньги из бюджета, как только нефть вернется к 60 долларам за барель.
Фото: Илья Питалев/ТАСС
Публичная причина введения «бюджетного правила» — создание резервов «на случай атомной войны». На радость Кудрину, «война» наступила, и резервы пригодились. Но, думаем, здесь наблюдается смешение причин и следствий.
Не вдаваясь в детали, отметим: основных причин введения «правила» как минимум две (и обе удручающие).
- Казнокрадство.
Оно прямо недоказуемо, но четко подтверждается косвенными уликами. Разместить миллиарды долларов под десятые доли процента годовых (порой ниже инфляции того же доллара) можно либо за открытие постоянно пополняющихся личных счетов для людей, «принимающих решение» (за многомиллионную взятку), либо в горячечном многолетнем (ибо «воз и ныне там») болезненном бреду.
Глядя на придумавших это министров (сегодняшних и бывших) и не услышав за все годы ни одного вразумительного обоснования «правила», понимаем, что реалистичнее выглядят «многомиллионные взятки».
- Низкая профессиональная квалификация министров и прочих чиновников.
Она очевидна хотя бы потому, что министры не могут — или не хотят — найти «лежащие на поверхности» проекты для кредитного финансирования внутри страны. Например, вложение «излишков нефтяных денег» в разработку новых месторождений полезных ископаемых, строительство ГЭС и АЭС, автомобильных и железных дорог, доходных жилых домов (арендного жилья) и т.п. Приобретение — для золотовалютного резерва страны — драгоценных металлов и камней (по внутренним ценам за рубли).
Конечно, при разработках и строительстве будут воровать — но хотя бы объекты инфраструктуры все-таки появятся. И золото иногда падает в цене. Но, во-первых, ценные бумаги США уже минимально доходны (а некоторые из них — «мусорные облигации), и вектор их «стабилен» — синусоида. Во-вторых, весь мир целеустремленно наращивает — и будет наращивать — золотовалютные резервы.
Последствий «бюджетного правила» — минимум три (и все они опечаливающие):
- Прямые ежегодные потери бюджета (доходность ценных бумаг США — низшая в мире).
- Косвенные ежегодные потери бюджета за счет принуждения реального сектора экономики (в том числе его государственной составляющей) к высокопроцентному банковскому заимствованию.
- Недофинансирование инфраструктурного оснащения реального сектора экономики.
Негативно «правило» влияет и на рублевую эмиссию, которая лукаво «завязана» на валютную выручку.
4) Взяточничество.
О роли подкупа должностных лиц в процессе ограбления бюджета — ниже, ибо это отдельное сказание.
Обращаем внимание: вышеперечисленные недоимки бюджета — это только часть беды. Потому как после формирования сметы расходов и доходов бюджетные ассигнования — в процессе их освоения — существенно фильтруются и присваиваются социальным классом «чиновников всех уровней и «сросшихся» с ними депутатов и менеджеров госкорпораций…». Через отлаженную систему «откатов» исчезает минимум 10% «государственных обязательств».
Другая чисто российская казнокрадческая забава — и, может, ключевая причина скудости бюджета — воровство «в процессе управления государственной и муниципальной собственностью».
Этот вид казнокрадства, можно сказать, узаконен лукавым официальным определением государственной казны: «государственное имущество, не распределенное между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащее на праве собственности государству либо административно-территориальному образованию».
То есть казна включает в себя бесхозяйное имущество, а также неразработанные богатства недр, континентального шельфа и т.д.
Определение плутовское и воровское, потому что размножающиеся разгосударствленные и акционированные «государственные корпорации» — между которыми как раз и распределены основное государственное имущество и богатства недр — лишают казну трудновообразимого дохода.
Внимание! Экономическая аксиома гласит: всю прибыль от предпринимательской деятельности (за вычетом обязательных платежей) получает собственник.
В соответствии с этой аксиомой субъекты «государственного предпринимательства» в лице госкорпораций, унитарных предприятий и смешанных компаний (в пределах доли госсобственности) обязаны всю прибыль отдавать обществу: в казну (и в бюджет). Хотя бы потому, что ресурсы, служащие для ведения государственной предпринимательской деятельности, — полезные ископаемые, водные, земельные, лесные, рыбные и финансовые ресурсы, средства производства, интеллектуальная собственность и недвижимость — принадлежат всем гражданам (обществу).
Взяточничество. Фото: Александр Алпаткин/ТАСС
Несмотря на этот постулат, сегодня все государственные субъекты хозяйствования отдают в казну лишь часть прибыли (в форме налогов и дивидендов), а ее основная доля — под надзором «бескорыстных» представителей государства в советах директоров — остается в управлении наемных руководителей, которые беспланово распоряжаются ресурсами всех граждан России. Как показывает уголовно-процессуальный опыт, весьма персонифицированно.
В продолжение крупнейшей стратегической катастрофической ошибки «перестройки» — «второй модели хозрасчета» — государственные и муниципальные предприятия (коммерческие) не отдают собственнику (обществу) основную часть прибыли.
Все «национальное достояние» России — государственное имущество, выведенное из казны, — недоплачивает миллиарды в бюджет страны (по алфавиту): АЛРОСА, «Аэрофлот», ВТБ, «Газпром», Гознак, «Зарубежнефть», «Интер РАО ЕЭС», «Космическая связь», РЖД, «Росатом», «Роснано», «Роснефтегаз», «Роснефть», «Рособоронэкспорт», «Росспиртпром», «Ростелеком», «РусГидро», «Сбербанк», «Совкомфлот», «Транснефть», Уралвагонзавод… И вне алфавита — Банк России.
В муниципалитетах — со своей спецификой — такое же внебюджетное чиновничье предпринимательство. Бесчисленные «трасты» по управлению муниципальным имуществом с тотальным воровством за счет передачи — «на конкурсной основе» — подрядных работ компаниям «свояка», услуги которых «дорогие, но не качественные». Или продажи туда же «никому не нужной» земли и недвижимости.
Таким образом, ключевая проблема России — функционирование по законам рынка государственного и муниципального укладов. Как следствие:
- Государственные и муниципальные предприятия (коммерческие) и банки не отдают прибыль собственнику (обществу) — в пропорции доли государственной или муниципальной собственности.
- Счета госкорпораций, ГУП и МУП — в коммерческих банках, а не в соответствующих казначействах или, на худой конец, в государственных банках (хотя и это плохо, ибо эти банки — те же госкорпорации со всей их воровской инфраструктурой).
- Покрыта тайной судьба прибыли ЦБ РФ, распоряжающегося общественными финансовыми ресурсами, чье место — бюджет (в том числе прибыли от «ставки рефинансирования» и тому подобных инструментов финансовой политики).
Вот уже 25 лет звучат — и внешне весьма убедительно — возражения популистов, типа «нельзя убивать развитие коммерческой структуры, лишая ее прибыли».
Но это не либеральный, а коррупционный подход.
Ибо ответ популистам очевиден: «При переводе всей прибыли в бюджет подайте план развития, а общество (граждане) в лице законодательных органов соответственного уровня их рассмотрит, утвердит и выделит средства в форме сметно-бюджетного финансирования или… бюджетного кредита».
И преимущественно «в форме бюджетного кредита», так как при бюджетном финансировании реального сектора экономики речь чаще всего идет о доходных субъектах хозяйствования. Непонятно, почему власть не задатся вопросом: «В чьих интересах субсидируются бюджетом — а не кредитуются — коммерческие стройки?». Ведь подавляющее число объектов будет эксплуатироваться не бюджетными учреждениями, а коммерческими частными и государственными компаниями.
Пусть возвращают деньги в бюджет.
Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС
Популистские лозунги о грядущей катастрофе при возврате к плановой экономике в госсекторе пресекаются экономической аксиомой «всю прибыль от предпринимательской деятельности получает собственник».
Для сектора государственного (и муниципального) предпринимательства это как раз и означает плановую экономику. Аксиома!
Другое дело, что плановая (рекомендательная) экономика, в которой нуждается современная Россия, конечно, не должна стать планово-командной экономикой Советского Союза. Так не волнуйтесь — она себя изжила еще в конце 60-х прошлого века. И все это понимают.
Бич России — взятки: подкуп должностных — и не очень — лиц.
Ставшее «бытовым» взяткодательство наносит не только нравственный ущерб, но и грабит бюджет, не доводя до него таможенные и налоговые платежи, штрафы за гражданско-правовые, противопожарные, санэпидемические, ветеринарные и прочие нарушения, штрафы за подпольное (цеховое) производство и нелицензионную деятельность, за нелегальное распространение контента и бесчековую торговлю…
На этом теневом рынке оборачиваются сотни миллиардов в долларовом исчислении.
Но, как это ни прискорбно осознавать, подкупы не самая вредоносная из существующих казнокрадческих схем. Сегодня взяточничество несет и конструктивный характер, являясь одним из способов — часто основным — управления народно-хозяйственным комплексом.
Российские реалии показали, что взядкодательство — это «постсоветская» форма экономических отношений, а его минимизация существенно ослабит вертикаль власти.
По факту профнепригодные чиновники решают судьбы чужой собственности (управляют ею). И у них нет другого выхода, как визировать решения взяткодателей — с надеждой, что если те платят деньги, то не будут предлагать плохого ни для себя, ни для собственного бизнеса, ни для экономики страны и региона. По крайней мере, в страхе перед налоговыми и силовыми структурами.
Ошибка в том, что налоговые и силовые структуры взяткоориентированы не менее чиновников, а потому экономика страны и регионов никого не волнует.
Сегодня борьба со взятками может носить лишь имитационный характер. И хотя народ раздражает «вечная проблема» Руси, но, убрав взяточничество, придется искать «новых»:
- «76%» таможенников, налоговых, пожарных и санитарных инспекторов, полицейских, сотрудников миграционных служб и других «надзоров»;
- «75%» чиновников, депутатов, судей, прокуроров, управляющих госкорпораций и госучреждений;
- сотни и сотни тысяч работников государственной нематериальной сферы производства — преподавателей вузов и учителей школ, медработников, аудиторов, судебных исполнителей…
Если мы кого обидели, то просим обратить внимание, что нигде не использовали цифру «100%».
Читайте также:
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости