По состоянию на 29 мая 10:35
Заболевших387 623
За последние сутки8 572
Выздоровело159 257
Умерло4 374
Факт
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Факт

В XVIII веке за переход в православие на Северном Кавказе предусматривалось вознаграждение

В XVIII веке, чтобы отнять Северный Кавказ у Турции, российское правительство предприняло попытку его крещения

Елена Коваленко
16 сентября, 2013 08:30
2 мин

Христианский монастырь Святой Богородицы Тирской в Зарском районе. Фото: Руслан Вахаев / РИА Новости

На протяжении всего XVIII века территория современного Северного Кавказа была ареной затяжной холодной войны между Российской и Османской империей. Периодически вспыхивало кровопролитие, но чаще оно происходило в Северном Причерноморье, а Кавказ же стал местом идеологического противостояния империй. На тот момент в качестве «спорящих мировоззрений» выступили официальные имперские религии — православие и ислам.
Российские власти десятилетиями с опаской смотрели на исламские движения на Северном Кавказе. Этому было решено противопоставить наряду со строительством пограничных крепостей активное распространение христианства среди горцев. Считалось, что это приведет к замирению Кавказа.
С самого начала главным объектом целенаправленной проповеди были избраны осетины, так как считалось, что они в отличие от других горцев отпали от когда-то принятого христианства. С этими целями Синодом были организованны исторические исследования, целью которых было доказать «коренной» характер христианства на Кавказе, чем, по мнению российских чиновников, не мог похвастаться ислам. После крещения Осетии планировалось развернуть миссионерскую деятельность среди всех северокавказских народов.
Религиозная ситуация в Осетии на протяжении первой половины XVIII века оставалась очень сложной. Православные находились в незначительном меньшинстве. Зато ислам вел наступление на местное язычество. С приходом в регион русских осетины-мусульмане не раз объявляли русским джихад. Здесь подобные выступления подавлялись особенно жестоко.
В 1745 году Синодом была организована русская христианская миссия в Осетии, которая содержалась на средства казны. Через год она была преобразована в Кавказскую комиссию для восстановления православия среди осетин и других народов. В Осетии начали строить церкви, крестить население и обучать местных жителей основам православной веры. Также вводились специальные льготы вплоть до прямой материальной помощи крестившимся осетинам.
До прихода русских в Осетию православную миссионерскую деятельность среди осетин вели грузины. В этом их поддерживал и российский Синод. Но сил закрепиться на Северном Кавказе у грузин не было. Напряжение росло, и в итоге по наущениям османов кабардинцы разгромили грузинское подворье. Окончательно из Осетии грузины ушли в 1769 году. Хотя впоследствии Синод прибегал к помощи выходцев из Грузии для ведения прозелитизма.
В какой-то момент стало ясно, что легче обращению в православие поддаются равнинные жители Кавказа, поэтому с 1763 года начала осуществляться программа по переселению осетин из предгорьев на равнину. Для этой цели была заложена крепость Моздок, которая была не только российским форпостом в Осетии, но и местом концентрации переселенцев. Чуть позже в этих же целях была заложена крепость Владикавказская (ныне — Владикавказ).
Но обращение в православие осетин не было гладким. Нередко вспыхивали восстания под мусульманскими лозунгами. Чаще всего их причиной служила невыплата материального вознаграждения за переход в православие. Так, в 1769 году старшина Куртаинского ущелья Бахтигерей Есенов взбунтовал свое селение, так как ему недодали в Осетинском православном подворье 12 аршин полотна и рыбу. Бунтовщики разрушили подворье, разграбили его казну и убили пятерых служащих, после чего с награбленным скрылись в горах.
При Екатерине II отношение к непереходу из ислама в православие значительно либерализировалось. К тому же стало ясно, что Комиссия для восстановления православия на Кавказе является источником коррупционной деятельности и не очень эффективна в обращении кавказских горцев. Начались затяжные административные реформы, призванные повысить продуктивность деятельности миссионеров.
Но так как постепенно правительство отказывалось от идеи крещения всего Кавказа, финансирование этих проектов снижалось. К началу XIX века в религиозном вопросе российское правительство окончательно перейдет к классическому имперскому принципу «разделяй и властвуй». Осетия так и осталась единственным православным форпостом России на Северном Кавказе.
темы
2 мин