Новости – Факт












Факт
В XVIII веке большинство московских воров были коренными москвичами

И почти половина из них являлись выходцами из солдатских семей
14 октября, 2013 05:06
2 мин
Долгое время в русском языке словом «вор» обозначался вообще любой преступник. Едва ли не самым знаменитым вором в русской истории был Ванька Каин, который в 1740-е годы являлся осведомителем московского Сыскного приказа. Оставаясь преступником, он сдавал своих конкурентов и подельников, при этом часто помогал своим друзьям избежать наказания. В итоге его личность обросла легендами, а сам он стал фольклорным персонажем.
Но гораздо больший интерес представляют следственные материалы, подготовленные на основании доносов Ваньки Каина. Благодаря им можно воссоздать полноценную картину воровского мира Москвы в середине XVIII века.
Подавляющее большинство московских воров составляли представители сильного пола. Большинству московских преступников (48 %) на момент попадания в поле зрения Сыскного приказа или ареста было от 18 до 30 лет. Другую значительную группу составляли совсем юные люди (28 %) в возрасте от 10 до 18 лет. Только 6 % московских воров были старше пятидесятилетнего возраста.
Самая значительная группа воров (47 %) являлась выходцами из люмпенизированных слоев общества: каторжники, беглые солдаты и крепостные, монахи-расстриги. Вторая значительная группа (28 %) — работники московских мануфактур; главным образом выходцы из Большого суконного двора. Границы между этими двумя категориями были подвижные: часто работники сбегали в воровской мир, а некоторые преступники шли работать на мануфактуры, чтобы предать своей жизни некоторую «респектабельность».
Особую, но значительную группу московского преступного мира середины XVIII века составляли воспитанники Московской гарнизонной школы у Варварских ворот на Китай-городе, где обучались солдатские сироты. Всего среди московских воров представителей этого учебного заведения насчитывалось 15 %. И только 10 % воров в Москве являлись представителями обычных для XVIII века профессий и сословий: дворовые крестьяне, солдаты, посадские люди.
При такой статистике социального происхождения интересным кажется тот факт, что большинство воров являлись коренными москвичами. Так, из 69 преступников, задержанных на основании доносов Ваньки Каина, 40 являлись уроженцами престольного града. Сам же Ванька Каин имел нетипичное для воров происхождение — был монастырским крестьянином.
Эта статистика имеет особое значение, так как из-за разгула преступности в Москве в середине XVIII века большинство жителей города были убеждены, что причиной этого является большое количество иногородних жителей, стекающихся сюда со всех уголков страны. На самом деле преступные рынки Москвы были жестко монополизированы местными уроженцами, которые не пускали в свой «бизнес» иногородних, и тем приходилось искать в городе легальные формы заработка. Но зато, видимо, беглые крестьяне и солдаты составляли костяк лесных разбойников.
Важно отметить, что 40 % задержанных преступников вне зависимости от актуального социального статуса были выходцами из солдатских семей. А 85 % становились сиротами в раннем возрасте. Это демонстрирует нам, что большинство преступников в середине XVIII века таковыми становились из-за утери прежнего социального статуса. В русском обществе того времени практически отсутствовали лифты вертикальной социальной мобильности. Большинство людей принадлежали к тому или иному сословию и обычно наследовали отцовскую профессию. Поэтому преступная среда могла пополняться только за счет маргиналов, выпадавших из сложившейся социальной системы.
Источник: Акельев Е. В. Повседневная жизнь воровская мира Москвы во времена Ваньки Каина — М.: Молодая гвардия, 2012
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости