Факт
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Факт

Для строительства Транссиба был создан комитет с чрезвычайными полномочиями

Реализацию железнодорожного проекта гарантировала только твердая рука

Елена Коваленко
10 октября, 2013 09:31
2 мин
Транссибирская железнодорожная магистраль. Освящение вагона-церкви, сооруженного в честь княжны Ольги Николаевны, 1896 год. Репродукция Фотохроники ТАСС
До самого конца XIX века Сибирь оставалась малоосвоенным пространством. В общественном сознании за ней был закреплен статус места ссылки уголовников и вольнодумцев. Даже сверхприбыльные производства в силу своей удаленности от промышленных центров продолжали оставаться во многом кустарными. Переселение же сюда из-за удаленности территории и массы сопутствующих трудностей шло крайне медленно.
Подобную ситуацию должно было исправить строительство железнодорожной магистрали, которая соединила бы европейскую Россию и Тихоокеанское побережье Российской империи. Идея витала в воздухе с начала Великих реформ Александра II, но начала воплощаться только после того, как министром путей сообщений в начале 1890-х стал Сергей Витте.
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали было грандиозным предприятием, потребовавшим создания отдельного ведомства. Так был создан специальный орган управления — комитет Сибирской железной дороги (КСЖД). Изначально в его состав вошли министры финансов, путей сообщения, внутренних дел и специальный государственный контролер. Но еще до начала первых заседаний к ним присоединились военный и морской министры. На самих же заседаниях, формально не входя в КСЖД, часто присутствовали другие министры и сибирские генерал-губернаторы.
Витте настоял на том, чтобы комитет возглавил наследник престола великий князь Николай Александрович — будущий император Николай II. Это требование министра было связано с тем, что ключевая роль императора в КСЖД гарантировала бы завершение проекта.
Компетенция КСЖД была гораздо шире, чем того требовало само железнодорожное строительство. На рубеже XIX—XX веков КСЖД стал фактически имперским министерством по освоению Сибири. Параллельно со строительством железной дороги комитет занимался развитием других видов транспорта и инфраструктуры, решал проблемы эффективной разработки природных ресурсов. Более того, в поле внимания КСЖД оказались и некоторые внешнеполитические вопросы, связанные со строительством Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Маньчжурии.
Решения комитета принимались обычно без согласования с Государственным советом, что ускоряло скорость выполнения намеченных мероприятий. Более того, в какой-то момент были установлены специальные правила и нормы местного контроля и организации, что позволяло чиновникам КСЖД и вовсе решать большинство вопросов, не обращаясь за согласованием в Петербург.
Управление делами комитета попало в руки опытного хозяйственника Анатолия Куломзина, роль которого в управлении Сибирью оказалась намного больше, чем его официальный пост. Именно им была подготовлена законодательная база для строительства Транссиба. Куломзин и также возглавляемая им Подготовительная комиссия КСЖД монополизировали решение всех вопросов, связанных с развитием инфраструктуры, устройством церквей и школ в Сибири.
Одной из самых острых проблем в начале XX века было избыточное крестьянской население в деревнях европейской России, что предавало переселению крестьян в Сибирь политический характер. В итоге интересы КСЖД и МВД схлестнулись в решении этой проблемы. Если «железнодорожники» считали переселение необходимой мерой по освоению Сибири, то министр МВД Вячеслав Плеве связывал с ним исключительно охранительные цели: переселение приравнивалось к отселению. Ни о какой «тонкой настройке» переселенческой политики и освоении сибирских пространств речи почти не велось. И уже после разразившейся первой Русской революции КСЖД был ликвидирован, так как новое законодательство согласно «Манифесту 17 октября» запрещало создание «особых комитетов с полузаконодательными функциями».
Несмотря на закрытие, КСЖД сыграл ключевую роль в подготовке будущих столыпинских реформ, во время которых использовались наработки, которые позволили за несколько лет переселить в Сибирь несколько миллионов крестьян. Анатолий Куломзин продолжил заниматься проблемами освоения Сибири и после ликвидации комитета.
Основной участок Транссиба был построен за 1891–1916 годы. Окончательное завершение всех работ по строительству самой длинной дороги в мире закончилось только в 2002 году.
Источник: Сибирь в составе Российской империи — М.: Новое литературное направление, 2007
темы
2 мин