Новости – Факт
Факт
Студенческая самоорганизация в Европе началась с криминала
Сорбонна. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Из-за распространения университетов насилие выплеснулось на улицы средневековых городов
20 ноября, 2014 09:07
6 мин
Появление университетов — автономных всесословных высших учебных заведений — в средневековой Европе стало одной из причин относительно быстрой социально-экономической модернизации Старого Света в XVI–XVIII веках. Но университеты на протяжении столетий оставались не только центрами науки. В них стекались со всей Европы представители разных народов, сословий и городов. Вокруг университетов вырастали «кварталы красных фонарей», кабаки и другие злачные места.
Но едва ли не самой большой проблемой, вызванной распространением университетов на закате Средневековья, стало уличное противостояние студентов и горожан. В высших учебных заведениях обучалось большое количество молодых людей, оставленных без прямого родительского контроля. В силу юности они были склонны организовывать полноценные банды, которые занимались различными бесчинствами: воровали в садах, грабили дома, врывалиась на свадьбы, требуя бесплатного угощения, устраивали уличные грабежи. Так, в Риме, если студенческой банде попадался еврей, случайно оказавшийся вне стен гетто, его хватали и на площади Святого Петра совершали экзекуцию: брили и секли плетьми. Освобождали еврея только после уплаты «налога на бороду», который студенты затем тратили на вино и проституток.
Почти с самого начала существования университетов подобные проблемы озаботили городские власти. Парижский епископ в 1132 году провозгласил индикт, запрещающий студентам уличные бесчинства. Но отношения студентов и власти далеко не всегда носили характер бескомпромиссного противостояния «бунтующей молодости» и «законности и правопорядка». В 1200 году парижские студенты из различных церковных школ устроили настоящую битву с вооруженными людьми главы парижской администрации, который был ставленником короля Филиппа Августа. Но тот неожиданно отказался от каких-либо репрессий в отношении студентов. Причины у короля были вполне меркантильные. Студенты пригрозили покинуть город, а в Париже на тот момент обучались порядка 20 тысяч человек. Если бы студенты сдержали свое обещание, городская казна понесла бы гораздо большие убытки, чем от последствий уличных противостояний. Эта уступка в перспективе на несколько столетий закрепила за парижскими высшими учебными заведениями статус рассадников преступности. Благодаря тому, что Филипп Август вывел студентов из-под юрисдикции общих законов, их наказывали в университете поркой и епитимьей за преступления, за которые остальных парижан вешали.
Попытки властей использовать бесчинства студентов в качестве предлога для сокращения автономии университетов встречали резкий отпор. В феврале 1229 года во время народных гуляний в одном из трактиров возник конфликт. Хозяин отказался отпускать студентам вино бесплатно. В ответ студенты устроили погром. Начались столкновения с представителями власти. Несколько горожан и студентов были убиты. Власти пытались настоять на жестком наказании виновных в организации беспорядков. В знак протеста в Парижском университете были прекращены лекции, а профессора с большей частью студентов уехали преподавать и учиться в Оксфорд и Кембридж.
Часто горожане, доведенные до крайности студенческими беспорядками, разбоем и воровством, начинали самостоятельно наводить порядок. В 1223 году население Парижа скинуло в Сену 320 школяров. В 1354 году жители Оксфорда, не вынеся соседства с университетом, напали на него и разгромили 14 студенческих общежитий, убили шестерых студентов, а 20 человек ранили. Похожие события в 1501 году произошли в Кельне, где ремесленники-бочары напали на местный университет. В конце XV века венские бюргеры объединялись в вооруженные отряды, чтобы сопротивляться школярским бандам. Чаще всего к формированию «народного ополчения» они прибегали, если студенты объединялись с разбойниками и бродягами и создавали банды для вымогательства денег у купцов и ремесленников.
Состояние войны не устраивало обе стороны конфликта. Швейцарский естествоиспытатель XVI столетия Феликс Платтер вспоминал эпизод свой студенческой молодости: «В Монпелье прибыли два солдата из Базеля, с высокомерным видом, в красивой одежде с разрезами, в полном вооружении и алебардами. Они возвращались домой. Показав им город, мы пригласили их пообедать. В Базеле они были врагами студентов и часто дрались с ними по ночам, но после оказанного нами приема пообещали, что теперь, когда вернутся, всегда будут принимать сторону студентов, а не выступать против них. Мы проводили их до моста Кастельно; там выпили на посошок и, чтобы скрепить принесенную ими клятву, крестили их чарой вина, вылитой на голову».
Студенты немецких университетов гордились своим правом на ношение холодного оружия, что долго позволяло им доминировать в уличных противостояниях с горожанами. Но когда в начале XVI века огнестрельное оружие стало распространяться среди бюргеров, перевес постепенно склонился в пользу жителей городов. Платтер вспоминал эпизод 1554 года, когда вооруженные огнестрельным оружием стражи порядка отобрали холодное оружие у студентов в Монпелье, последние пожаловались городским властям. В результате оружие было возвращено, а капитан городской стражи получил выговор.
Борьба со студенческими бесчинствами стала активно вестись только в середине XVI столетия по мере усиления централизованных государств. В 1579 году герцог Лотарингский Карл III учредил специальную надзорную службу для пресечения студенческих выходок и дальнейших разбирательств. В Париже решить «студенческий вопрос» удалось только в конце XVII столетия во времена Людовика XIV, когда лейтенант полиции ла Рейни жесточайшими репрессиями, невиданными в прежние столетия, лишил студентов оружия и разгромил их банды.
Однако уличная самоорганизация студентов, которая в Средневековье носила преимущественно криминальный характер, сохранилась и в Новое время. Но теперь она часто преследовала политические цели. Именно студенческие движения стали мотором многих крупных социальных движений, начиная со второй половины XIX века. Пиком подобной самоорганизации стала знаменитая «Студенческая революция» во Франции в 1968 году.
Источник: Глаголева Е. В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения — М.: Молодая гвардия, 2014
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости