Митраизм — первый конкурент христианства
4 мин чтения
Фреска Митры, убивающего быка из храма Митры в Марино, Италия. Источник: wikimedia.org

Фреска Митры, убивающего быка из храма Митры в Марино, Италия. Источник: wikimedia.org

В I—III веках в Римской империи распространяются азиатские религиозные культы, конкуренцию с которыми выигрывает христианство

Первые два века нашей эры в европейской истории получили имя Pax Romana, что в переводе с латыни означает «римский мир». Эта эпоха — расцвет империи и поздней античной культуры. Но в это же время в римском обществе начинают происходить медленные перемены, связанные с духовной сферой. Имперский порядок во многом держался на том, что завоеватели с Апеннинского полуострова, куда бы они ни приходили, допускали существование местного законодательства, отличающегося от римского права, и позволяли спокойно исповедовать религиозные культы, не навязывая римский пантеон богов. Довольно долго это разнообразие существовало без каких-то значимых перемен.

Но уже в начале I века нашей эры они начинаются в восточной провинции империи — Иудее. В этот период в регионе происходят бурная религиозная жизнь: в иудаизме возникают одна за другой секты, большая часть которых так и остается внутренним еврейским явлением. Секта христиан в течение первой половины I века выделилась из иудаизма. Во многом этому способствовали высшее иудейское духовенство, которое провоцировала языческие власти Рима на гонения против христиан.

Бежавшие из Иудеи христиане начинают распространять учение по всей империи. В 43 году апостол Петр начинает проповедь в Риме. С этого момента христианство перестает быть исключительно провинциальным западноазиатским явлением. Император Нерон в 64 году начинает первые гонения на христиан на территории всего государства.

Притеснения и репрессии в отношении христиан шли волнами. Особо жесткими они были во времена императоров Нерона, Марка Аврелия и Диоклетиана. Гонения обычно объясняют тем, что христиане отрицали большинство римских порядков и признавали в качестве авторитета только собственное религиозное учение.

Но преследования не смогли остановить распространение христианства. Если в 100 году по всей империи насчитывалось 800 тысяч христиан, то во время Великих гонений Диоклетиана их уже было около 14 миллионов (население империи в этот период оценивается в 70—100 миллионов).

«Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона, 65 год н. э.» Эжена Тириона. Источник: the-athenaeum.org

«Триумф Веры — христианские мученики во времена Нерона, 65 год н. э.» Эжена Тириона. Источник: the-athenaeum.org

В 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозгласивший свободу вероисповеданий в империи, и прекратил гонения. Указ императора был ответом на изменившуюся реальность. Еще в начале III века нашей эры заканчивается эпоха Pax Romana. Римская империя слабеет, а античная культура вступает в кризис, из которого ей уже будет не суждено выбраться. Вслед за христианством с востока в империю проникают все новые и новые религиозные культы и вероучения: мистерия Диониса, манихейство, египетские мистерии, культ богини Изиды, астрология и алхимия. Прежняя древнеримская религия угасала, а одновременно с ней приходила в упадок античная наука и философия. Население все активнее обращалось к религиям, обещавшим спасение в этой и будущей жизни. На этом фоне между новомодными культами возникала конкуренция в борьбе за приверженцев.

Наиболее ярким эпизодом этой борьбы стало противостояние христианства и митраизма. Согласно мнению большинства современных ученых, митраизм пришел в Римскую империю из Персии. Это была синкретическая религия, вобравшая в себя многие идеи, которые входили в другие вероучения. Центральное место в этой религии занимало почитание бога Митры. По легенде он заколол небесного быка, кровь которого дала начало жизни. Сейчас о митраизме известно довольно мало, так как большинство вероучительных текстов были уничтожены христианами. Судить о митраизме можно только с сохранившихся слов их соперников.

Основное преимущество митраизма перед христианством для жителей империи выражалось в том, что он органично соединял в себе восточные и западные религиозные учения и был менее догматичным. Эта религия наиболее быстро распространялась в пограничных имперских провинциях. Большинство митраистских святилищ обнаружены на севере Балкан и в германских владениях империи. Митраизм был распространен среди легионеров, что даже в клонившейся к упадку империи придавало этой религии престижность, так как авторитет легионов оставался высоким. При этом митраизм оставался преимущественно сельской религией, тогда как христианство распространялось среди горожан. Популярен митраизм был и в Риме, в котором археологи обнаружили около ста святилищ. Следы присутствия митраизма обнаружены во всех бывших римских провинциях.

Не сохранилось данных о гонениях на митраистов. Некоторое понимание отношения римских властей к митраизму может обрисовать тот факт, что во времена Марка Аврелия, отметившихся большими гонениями на христиан, учение митраистов распространялось в Риме, а его наследник император Коммод уже сам активно участвовал в отправлении культа Митры. Другой римский император Аврелиан в III веке построил большой храм Солнца в Риме (почитание солнца было важным аспектом митраизма).

Стать подлинно всеобщей религией митраизму до конца так и не удалось. Причиной этому был ее «мужской» характер — до участия в службах допускались только мужчины. В II—III века участие женщин в религиозных службах превратилось в норму, и подобное ограничение выглядело архаично. Главный соперник митраизма, христианство, в свою очередь, демонстрировало в эпоху поздней Римской империи просто революционный эгалитаризм, привлекая в свои ряды неофитов из всех социальных слоев.

Интерьер храма Митры в Сутри, Италия. Фото: Stefano Costantini / Flickr

Интерьер храма Митры в Сутри, Италия. Фото: Stefano Costantini / Flickr

Интересный исторический вопрос представляет собой и сходство митраизма и христианства. Обе религии учили спасению души благодаря следованию нравственному кодексу, данному Богом, который воплотился в человеческом теле. Даже рождество Христа и Митры праздновалось в один день — 25 декабря.

После Миланского эдикта императора Константина начинается постепенное сращение церкви и государства. Император нуждался в массовой поддержке, поэтому пошел на шаг, на который не решался никто из его предшественников — признал христианство. Тем самым он обеспечил себе поддержку большого числа жителей империи из разных регионов.

С начала IV века христиане начинают активно борьбу с митраизмом. Началось уничтожение культовых предметов и зданий. Современные археологические исследования показывают, что митраизм окончательно исчез в Римской империи в конце IV века. Параллельно с этой борьбой христианство вытеснило и уничтожило большинство других религиозных культов, которые появились в Римской империи в I—III века нашей эры.

К V веку христианство становится главной римской религией, а среди ее священнослужителей активно растет идея начала религиозной экспансии на соседние с империей варварские народы. Этот процесс активно начнется только после исчезновения империи. Именно христианству предстоит стать одним из фундаментальных оснований европейской цивилизации.

Источники: Зевский Р. Римский митраизм; Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства — М.: Академический Проект, 2012

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Швеция сто лет пыталась пересмотреть итоги Полтавской битвы Далее в рубрике Швеция сто лет пыталась пересмотреть итоги Полтавской битвыРоссия в войнах с Швецией в XVIII веке преследовала собственную цель: отнести границу как можно дальше от Санкт-Петербурга Читайте в рубрике Шум в головахСвобода воли существует благодаря «фоновому шуму» в мозге человека, выяснили ученые Шум в головах
Комментарии
24 июня 2014, 11:27
Христианство как известно зарождалось в рабских катакомбах как навязанный извне механизм послушания огромной массы римских рабов. А митраизм напоминает культ Велеса у славян
22 июня 2014, 20:22
полуграмотные ляпы в статье начинаются аж с подзаголовка. автору неизвестно даже, что христианство - тоже азиатская религия. или что митраизм возник и распространился раньше христианства, так что это более позднему христианству пришлось с митраизмом конкурировать, а не наоборот
20 июня 2014, 22:53
Статья представляет интерес в аспекте ИСТОРИИ религий,и,в частности, ХРИСТИАНСТВА,которому около 2-х тысяч лет.Но это не самая СТАРАЯ религия из ныне существующих..Каждая религия пробивала свою дорогу к душам у уму людей в борьбе за "свою"правоту.И в этом каждый считал себя правым.И не нам,а тем более по прошествии 2-х тысяч лет,давать оценку "ТЕМ" деяниям.Хотя,повторюсь,историю религии,как составную часть истории ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,знать интересно и желательно.На мой взгляд,наиболее ОЧЕЛОВЕЧЕННОЙ религией является все же ХРИСТИАНСТВО,т.к. БОГ предстал перед людьми в образе Своего Сына -Богочеловека,которого заранее обрек на страдания и принес в жертву во имя искупления грехов людских.
18 июня 2014, 10:15
Заметим, Миланский Эдикт провозгласил свободу всех верований, а не устанавливал приоритет христианства. Император Константин стал христианином не по политическим мотивам, а по вере, для которой имел основание - прежде всего стойкость христиан во время гонений. Отметим в скобках, что отказ христиан принести жертву статуе императора вполне разделили бы и иудеи, которые, тем не менее, гонениям в империи (пока не восстали) не подвергались. Кроме того, император Константин завел порядок, согласно которому императоры крестились лишь на смертном одре, поскольку Константин считал, что отправление обязанностей императора не совместимо с христианством. Этот факт говорит об искренней вере, а не политическом расчете. Заметим так же, что византийская концепция симфонии государства и Церкви хоть и очень трудно реализуема на практике, в облости идеологии не имеет достойных альтернатив.
18 июня 2014, 09:49
Христианство не обуславливает спасение следованием моральному кодексу. Первым, как известно, спасся разбойник. Вспомним так же как обличаются в Евангелии фарисеи - гробы окрашенные. Мораль для христианина индикатор, а не средство.
17 июня 2014, 14:17
Подумать только ,что метраизм как религия был популярен на огромной территории и победа христианства была весьма тяжела. Хотя скажем честно не везде оно победило,если посмотреть на карту мира ,то ясно что в итоге ислам и многие другие религии так же популярны в этих регионах сегодня.
17 июня 2014, 11:41
Пять столетий ожесточенной борьбы,сотни и тысячи мученических смертей ,что бы доказать единственно верность библии и христианского учения-вот это я понимаю борьба. А сейчас каждый третий анархист или просто пофигист..
17 июня 2014, 10:29
Вот так оно всегда и просиходит, сначала сильные режут слабых, язычники резали христиан, потом слабые становятся сильными и сами режут слабых, как христиане последователей культа Митры, простые человеческие отношения
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!