Новости – Факт












Факт
В 1941—1949 годы власти СССР депортировали 57 тысяч латышей

Депортация латышей, июнь 1941 года. Фото: wikipedia.org
Жертвами принудительного переселения стали сначала латышские интеллигенты, а затем крестьяне
31 октября, 2013 05:29
2 мин
Подписанный в августе 1939 года в Москве пакт Молотова — Риббентропа между СССР и Германией включил страны Прибалтики в сферу советского влияния. Дальнейшие военные действия Германии в Западной Европе развязывали Сталину руки в подготовке вторжения в прибалтийские республики.
В начале июня 1940 года части Ленинградского, Калининского и Белорусского военных округов были подняты по тревоге и начали выдвижение к границе. Советское правительство вручило прибалтийским странам ноты протеста, согласно которым Литва, Латвия и Эстония обвинялись в грубом нарушении существовавших соглашений с Советским Союзом.
Этим государствам предписывалось сформировать новые правительства, которым следовало исполнить необходимые обязательства и допустить советские контингенты на территорию республик. Условия были выполнены: 15 июня советские части вступили в Литву, а 17 июня — в Латвию и Эстонию. После соблюдения ряда процедур, которые носили уже технический характер, было оформлено вступление стран Прибалтики в СССР.
Чтобы сделать аннексию необратимой, руководство СССР начало ускоренный курс советизации Прибалтики. Требовалось в кратчайшие сроки провести реформы, на которые в остальном Союзе потребовались два десятилетия. Одной из главных мер стали массовые депортации.
В период первой оккупации, до вторжения Германии в СССР, жертвами принудительного переселения были в основном представители прежней антисоветски настроенной элиты: чиновники, офицеры, священнослужители, учителя, полицейские, зажиточные крестьяне, промышленники и торговцы.
Самая массовая акция по принудительному переселению была намечена на 13—14 июня 1941 года. Планировалась она в обстановке чрезвычайной секретности. Была подготовлена знаменитая «Инструкция о порядке высылки антисоветских элементов из Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР». Речь в ней шла о переселении семей, так как в варианте классовой теории, господствовавшей тогда в СССР, вина за «антисоветскую деятельность» ложилась на всех членов семьи.
В Латвию следить за соблюдением инструкции отправился заместитель наркома государственной безопасности Иван Серов. В ночь на 14 июня было арестовано 15 424 человека, подлежащих депортации, из которых около 5 тысяч были мужчинами, а все остальные — дети, женщины и старики. От общего числа арестованных в ту же ночь сотрудники НКВД расстреляли 700 человек. Со сборных пунктов эти люди были отправлены на спецпоселение в Красноярский край, Новосибирскую область и Карагандинскую область Казахстанской ССР. Депортированные латыши распределялись по местным предприятиям и колхозам.
Вначале депортированным объявили, что их вывезли на 20 лет. Но после окончания Второй мировой в Прибалтике сформировалось вооруженное антисоветское подполье. Ссылка стала бессрочной. Всего из депортированных в июне 1941 года в Сибири и Казахстане погибло 6081 человек, то есть почти 40 % из арестованных в ночь на 14 июня.
Приход Красной армии в Прибалтику в 1944 году означал возвращение к прерванному с началом войны курсу на ускоренную «советизацию». Но теперь советскому руководству пришлось столкнуться с вооруженным сопротивлением «лесных братьев», которое было сосредоточенно в основном в сельской местности. Большевики политикой коллективизации пытались лишить «лесных братьев» социальной базы, но именно создание колхозов толкало крестьян к вооруженному сопротивлению.
Чтобы разорвать этот замкнутый круг, власти СССР вновь прибегли к массовой депортации. Только теперь ее основными жертвами стали не представители интеллигенции и элиты, а крестьяне. Как и в остальных прибалтийских республиках, зимой 1949 года компартии Латвии было поручено выслать в Сибирь «кулаков», «бандитов» и «националистов» вместе с семьями. 17 марта 1949 года был утвержден список высылаемых по районам, чтобы предотвратить запустение территории.
25 марта началась депортация. 33 товарными поездами на вечное поселение в Омскую, Красноярскую и Амурскую области отправлялось 29 тысяч кулаков, 13 тысяч «лесных братьев» (цифры приводятся с учетом членов семей). Из этого числа 11 тысяч составляли дети моложе 16 лет. Всего в результате мартовской депортации 1949 года Латышская ССР лишилась 2,2 % населения.
Эти действия советских властей в совокупности с наступлением НКВД на «лесных братьев» позволили в скором времени завершить коллективизацию, а вооруженное подполье прекратило существование.
Источник: Энциклопедия изгнаний: Депортация, принудительное выселение и этническая чистка в Европе в XX веке — М.: РОССПЭН, 2013
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости