Факт
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Факт

Британия — родина кровавого навета на евреев

На Руси в людоедстве и свальном грехе обвиняли старообрядцев и сектантов

Елена Коваленко
15 октября, 2013 09:05
2 мин
«Кровавый навет», Карл де Прево. Источник: heiligenlexikon.de
Кровавый навет — это необоснованное обвинение какой-либо группы людей в том, что она совершает человеческие жертвоприношения и использует их плоть и кровь в ритуальных целях. Он распространялся со времен римских язычников, которые обвиняли христиан в людоедстве: причиной были слухи об обряде причащения, подразумевающего символическое поедание тела и крови Христовой.
Через несколько столетий обвинителями выступили уже христиане. Впервые в истории европейского Средневековья кровавый навет встречается в Норвичском деле 1144 году. Местных евреев обвинили в том, что накануне Пасхи они купили христианского отрока Уильяма и, подвергнув его мучениям, идентичным пыткам, примененным к Иисусу Христу, распяли в Страстную пятницу на кресте.
Во второй половине XII века обвинение евреев в ритуальных убийствах начало широко распространяться по Европе: в Англии, Франции и Испании. В течение последующих четырех столетий истории о еврейских ритуальных убийствах стали постепенно мигрировать на восток Европы. На этом пути к уже ставшими типичными обвинениям добавились легенды о том, что евреи используют кровь жертв в обрядовых и магических целях.
Историческим пиком кровавого навета на евреев в Европе стали XV—XVI века, после чего интенсивность подобных домыслов и обвинений стала снижаться. Этому способствовала, в частности, Реформация, которая переключила общественное внимание на ведьм и на религиозные войны между христианами.
Во многом по этой причине кровавый навет практиковался только в Восточной Европе, в Речи Посполитой, где тогда проживала уже большая часть еврейского населения, а католическая церковь по-прежнему сохраняла сильные позиции. Здесь он был распространен вплоть до середины XX века.
Показательно, что средневековая Русь, будучи дальней европейской периферией, была почти не знакома с легендой о ритуальном убийстве у евреев. Но по мере вхождения территорий Речи Посполитой в состав Московского государства, а затем Российской империи кровавый навет все больше распространяется и среди православных. В Москву он приходил, главным образом, с полемичными трудами украинского священства, аккумулировавшими всю обвинительную базу евреев от Альбиона и Пиренеев до Карпат и Полесья.
Однако, придя в Россию в середине XVII века, кровавый навет дал неожиданные всходы. Дело в том, что это заимствование совпало с началом церковного Раскола в русском православии и последовавшим за ним религиозным брожением, приведшим к появлению в XVII—XVIII веках различных сект: хлыстов, скопцов и других. Вплоть до конца XVIII века, когда многомиллионное еврейское население оказалось в составе Российской империи, главным объектом для русского кровавого навета были раскольники и православные сектанты.
Интересно, что здесь кровавый навет сочетался с обвинением в свальном грехе (оргии). Из сочинения в сочинение распространялось одно и то же описание, которое позже вошло в книги по фольклористике. Если девственница во время массовой оргии зачинала ребенка и рожала мальчика, то его после рождения крестили и убивали, а кровь использовали в ритуальных целях. История описывает и более экзотические случаи обвинений в кровавом навете русских сектантов: отрезание у живых женщин грудей и их коллективное поедание. Подобные обвинения в русском обществе существовали вплоть до 1917 года, хотя и далеко не всегда становились источником судебных делопроизводств.
Пиком же использования кровавого навета на евреев в Российской империи стало знаменитое дело Бейлиса 1913 года, когда в ритуальном убийстве ученика духовного училища Андрея Ющинского обвинили киевского промышленника Менахема Менделя Бейлиса. В тот момент за Бейлиса вступилось все просвещенное российское общество. В результате его оправдал суд присяжных.
Источник: Панченко А. А. Христовщина и скопчество — М.: ОГИ, 2004.
 
темы
2 мин