Новости – Факт
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Факт
На Новый год в 1942 году ленинградские дети получили по мандарину
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/53/107/Fact_blokada640.jpg)
Блокадный хлеб и хлебные карточки времен Великой Отечественной войны в музее истории хлебопечения. Фото: Алексей Варфоломеев / РИА Новости
Это был редкий случай массовой раздачи фруктов в истории блокадного Ленинграда; чаще для употребления в пищу раздавали промышленное сырье
28 января, 2014 05:00
4 мин
Самой острой проблемой в осажденном Ленинграде был вопрос продовольствия. Только за первые две недели осады города норма выдачи хлеба по карточкам была снижена дважды.
Если в начале месяца рабочий получал 600 граммов, служащие — 400 граммов, а иждивенцы и дети — 300 граммов, то через пару недель у рабочих и служащих хлебные нормы сократили до 500 и 300 граммов соответственно. К концу месяца количество примесей в выдаваемом хлебе выросло до 40%. В основном это была овсяная, ячменная и соевая мука, но в конце ноября чаще стали использовать гидроцеллюлозу. Исправить положение с хлебом удалось только в феврале 1942 года, когда в Ленинград стала прибывать ленд-лизовская американская мука.
Мясо в Ленинграде зачастую предпочитали есть сырым, поскольку среди блокадников бытовало мнение, что при варке оно теряет свои питательные свойства. Правда, мяса в Ленинграде почти не было — в месяц на человека выдавалось не более 200 граммов продукта.
Натуральное молоко из города исчезло в январе 1942 года. До конца блокады долгое время единственным доступным молоком было соевое. Оно имело специфический запах и вкус, зато официально выдавалось при многих предприятиях и не входило в список «талонных» продуктов.
Но и в такой трудной ситуации в Ленинграде находили возможность не нарушать некоторые довоенные традиции. Так в январе 1942 года на новогодние праздники каждому ребенку из блокадного Ленинграда подарили по одному мандарину.
С наступлением первой блокадной зимы высоким спросом стала пользоваться трава, особенно крапива и щавель, которые шли на приготовление супов. Но они являлись своего рода деликатесами, поскольку найти их можно было только за городом. Поначалу такая практика не нашла своего одобрения у властей, но она была столь массовой, что в июле 1942 года решением горкома и обкома ВКП(б) была узаконена торговля дикорастущей травой.
Не редкостью было и употребление животных, которые в мирное время в пищу не шли. Речь идет прежде всего о крысах, кошках и собаках. Как и в случае с дикорастущими травами, в блокадном Ленинграде возник «черный» рынок этой продукции. Так, средняя стоимость кошки в самую тяжелую первую блокадную зиму составляла 125 рублей (средняя зарплата в осажденном городе составляла 600 рублей).
В тот же период начинается выдача промышленного сырья рабочим для употребления в пищу. В этот перечень входили столярный и обойный клей, сало и вазелин для спуска кораблей на воду, олифа, спирт для протирки стекол, патока для литья снарядов, целлюлоза, костная мука из отходов производства пуговиц и так далее. Эти бесплатные «продукты» пользовались гигантским спросом, однако летом 1942 года выдачу сырья было решено запретить, а вместо него выдавать «заменители», и то лишь особо нуждающимся. Это распоряжение исполнялось далеко не везде — в некоторых местах начальство продолжало раздавать сырье.
Представление о ежедневном рационе ленинградцев в 1941—1942 годы могут дать некоторые рецепты, приведенные З. А. Игнатовичем в его воспоминаниях «Очерки блокадного Ленинграда». Он пишет о «похлебке из кожаных ремней», которые в ходе приготовления заливаются водой, варятся 2—3 часа, потом заправляются крапивой, лебедой, купырем, мокрицей или другими травами. Или о «селедочном паштете» из хвостов и плавников.
На Нюрнбергском суде была названа цифра погибших мирных жителей в блокаду Ленинграда - 632 тысячи человек (только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода). Позднее более детальные подсчеты показали, что число умерших выше - до 750 тысяч человек.
Источник: Повседневная жизнь блокадного Ленинграда — М.: Молодая гвардия, 2013
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости