Факт
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Факт
Русская планета

В битве под Москвой немцев ждали 150 км электрозаграждений

Строители Красногорского участка высоковольтных электрозаграждений. Фото: mosenergo-museum.ru

К 1941 году советские инженеры создали гигантскую линию электрических препятствий вокруг Москвы

Елена Коваленко
5 августа, 2013 09:30
1 мин
Во время битвы под Москвой осенью-зимой 1941 года вокруг города была создана линия электрозаграждений. Линия стала самой протяженной в соответствующем классе оборонительных вооружений.
С середины 1930-х годов советская военная промышленность вела работы по созданию «непроходимых зон при помощи электризации почвы». Предполагалось найти способы не только статичной электризации почвы, но и мобильной. Но к началу войны эти работы так и не были завершены, однако военные инженеры получили необходимый опыт по созданию электрических заграждений, который использовался с первых дней войны.
20 июля 1941-го, после оставления Красной армией Смоленска, было принято решение о строительстве электрических заграждений вокруг Москвы. Предлагалось построить комплекс электризованных препятствий общей длиной 230 км, из которых 164 км были наземными, 55 км подземными, а 11 км подводными. Географически радиус электрозаграждений проходил в 25–45 км от границ Москвы 1941 года. Чаще всего в качестве препятствий планировалось использовать колючую проволоку и электрическую сеть. Снабжать электричеством должны были со станций «Мосэнерго». Руководил процессом начальник электротехнического отдела Института военный инженер 2-го ранга Михаил Иоффе.
Работы планировалось завершить к середине августа. Но они затормозились из-за того, что не хватало материалов, которые просто не успевали поставить или которые к моменту начала работ находились на уже оккупированной немцами территории. Сказалась острая нехватка специалистов. В результате сроки окончания работ были перенесены на 25 сентября, по итогам которых было построено около 150 км электрозаграждений из запланированных 230.
Однако части Вермахта так и не вышли к рубежам, на которых находились электрические заграждения. Ближе всего немцы приблизились к ним на территории современного Красногорского района. В конце ноября 1941 года состоялся бой у деревни Козино, в ходе которого наблюдались большие броски тока, что говорило о попытке их преодоления. В своих воспоминаниях генерал-майор Иоффе пишет: «Немецкие войска нигде на подмосковных рубежах не преодолели электрозаграждения. Попытка пехоты противника прорваться в районе деревни Козино у Волоколамского шоссе привела к тому, что несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены электрическим током…».
Сегодня остатки электрозаграждений находятся районе Подольска и Одинцово.
Поделиться
ТЕГИ
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ