Новости – Факт












Факт
В XIX веке поляки платили налог за участие в восстаниях

«Битва поляков с российской армией в 1863 году», Александр Сохачевский
Во второй половине XIX века власти Российской империи пытались русифицировать поляков в западных губерниях, раздавая им кресты
5 сентября, 2013 05:30
2 мин
Польский вопрос в России XIX века по своей остроте сравним с кавказским вопросом в современной России. Территория бывшей Речи Посполитой, вошедшая в состав Российской империи по итогам разделов государства во второй половине XVIII века и в результате Венского конгресса 1815 года, представляла собой клубок противоречий, где сталкивались интересы имперской администрации и местных элит, католичества и православия, помещиков и крестьян. Но стержневым был конфликт, связанный с желанием поляков и полонизированных элит вернуть себе независимость.
На протяжении XIX века нежелание поляков находиться в составе России приводило к восстаниям и ответным репрессиям властей. После подавления восстания 1830—1831 годов наместником в Варшаве стал генерал Иван Паскевич, который правил до своей смерти в 1856 году. Ему удавалось максимально подавить сопротивление имперской администрации. После его смерти и начала либеральных реформ Александра II в Царстве Польском, Западном и Северо-западном крае Российской империи вновь начались политические брожения, которые вылились в январское восстание 1863 года.
После подавления бунта имперские власти приняли меры, чтобы предотвратить подобное в будущем. Если Царство Польское в Петербурге рассматривали как этническую польскую территорию, то западные губернии считались исконно русской землей. Тот факт, что здесь был один из очагов восстания, трактовался как антирусские козни местных польского шляхетства и интеллигенции. Было принято решение максимально уменьшить польское культурное влияние на этих землях: началась политика деполонизации.
В 1863 году для польских имений в Западном крае был введен налог в 10 %, позже уменьшенный до 5 %, напоминавший по форме контрибуцию для победителей. Он просуществовал до 1897 года.
К концу 1860-х антипольские действия властей акцентировались на вытеснении поляков из всех государственных учреждений в Западном крае. Поляки увольнялись из судов, школ, университетов, однако отправлялись на те же должности во внутренние районы империи. Под эти репрессии попали и все православные чиновники, у которых были польские жены. Польский язык полностью исключался из образования.
Но пока поляки владели большинством земель в Западном крае, о реальной деполонизации региона речи не могло идти. 10 декабря 1865 года после долгих сомнений Александр II подписал закон, который предусматривал введение в Западном крае целого ряда мер по лишению поляков земли, которой они владели по принципу частной собственности. В основании документа лежала идея, что поляки не могут покупать земли, пока в крае не значительно увеличится количество русского населения. Но реализация закона шла крайне медленно. Несмотря на резкое падение рентабельности, поляки держались за свои земли.
В 1870 году Александр II в качестве условия отмены контрибуционного сбора в западных губерниях назвал сосредоточение в руках русских владельцев половины имений и двух третей земельной собственности в регионе. На неофициальном уровне это предложение императора рассматривалось как условие появления здесь земств.
Государство начало активно селить на принадлежащих ему землях русских крестьян, сгоняя польских арендаторов. За 1863—1867 годы в западных губерниях было водворено 10 тысяч семей отставных солдат, 20 тысяч семей безземельных крестьян и всего 37 крупных землевладельцев. Интересно, что землю здесь могли легко приобрести обычно гонимые старообрядцы. Более того, они могли принимать здесь участие в местном самоуправлении.
Но все эти меры не приводили к желаемому результату: среди местного крестьянства был высок процент полонизированного населения, что затрудняло русификацию региона.
В целях деполонизации власть стала активнее использовать православную церковь. Начиная с 1864 года правительство открыло усиленное финансирование строительства каменных православных церквей в Западном крае. Восстанавливались как православные церкви все заброшенные католические и униатские храмы. Также властями была организована массовая раздача нательных православных крестов крестьянам. Но часто имперская администрация прибегала и к обычным репрессивным мерам: в Сибирь сослали 150 католических священников, более 20 из которых оказались на каторге. Всего же в православие за 1863—1868 годы было обращено более 70 тысяч человек в регионе. Одной из мер по русификации региона рассматривался перевод языка католической службы с латинского на русский.
Однако подобная земельная политика деполонизации не дала желаемых результатов: к 1897 году в западных губерниях полякам продолжало принадлежать 50 % земель, а русским — 43 %. В начале 1860-х поляки владели в западных губерниях около 90 % земель. Властям так и не удалось создать в регионе класс русских крупных землевладельцев — их концу XIX века насчитывалось около 30 % против 70 % польских, литовских и немецких.
Источник: Западные окраины Российской империи — М.: Новое литературное обозрение, 2007
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости