Новости – Факт












Факт
Как Российская империя пыталась перестать «кормить Польшу»

Фрагмент карты Привислинского края (одно из названий Царства Польского) в 1896 году. Источник: Yury Maydan / genealogia.ru
Имперские власти сначала насильно приучали поляков к государственным дотациям, а потом пытались избавиться от взятых обязательств
16 октября, 2013 05:08
2 мин
По итогам Наполеоновских войн большая часть польских этнических земель, включая Варшаву, вошли в состав Российской империи. На вновь присоединенных землях высочайшим указом императора Александра I было образовано Царство Польское. Новому территориальному образованию были дарованы конституция и широкие автономные права: финансовая самостоятельность, собственная валюта и кредитная система, возможность проводить независимую по отношению к империи программу экономического развития. Вообще, история финансов и экономики Польши в 1815—1914 годы является хрестоматийным примером имперской политики — когда политический интерес перевешивает экономическую выгоду.
Бурный рост экономики Царства Польского стал искусственно сворачиваться Петербургом уже после первого Польского восстания 1831 года. С этого момента правительство ввело курс на подчинение польских финансовых институтов имперским, на установление контроля над польским бюджетом. Позже было выдвинуто требование участие Польши в общеимперских расходах, которое совпало с постепенным изъятием у польской казны основных источников доходов, что должно было сделать Варшаву более зависимой от дотаций Петербурга. Такую политику объяснили тем, что прежняя польская экономическая самостоятельность привела к восстанию.
Старт Великих реформ Александра II совпал с началом нового, так называемого Январского восстания 1863 года. После его подавления имперские власти начали проводить политику деполонизации, а польская автономия была окончательно лишена финансовой самостоятельности.
Тем не менее действия властей не оказали должного влияния. Развитие капитализма в 1860—1880 годы привело только к усилению польской экономики, но уже за счет частных капиталов. Постепенно стало разворачиваться противостояние между русскими и польскими капиталистами, которое в публицистике тех лет получило название «борьбы Москвы с Лодзью». Дело в том, что польский город Лодзь стал одним из центров текстильной и угольной промышленности, в которую обильно вливались в том числе и немецкие деньги. Основным рынком сбыта польских товаров были центральные российские регионы. Московское купечество громко заговорило об угрозе для промышленности «коренного великорусского центра».
Кульминация противостояния польских и русских промышленников пришлась на конец 1880-х — начало 1890-х годов. К этому времени был достигнут взаимный паритет: в темпах производства, рынках сбыта, условиях труда рабочих, в получении сырья.
Экономическое противостояние было перенесено в публицистику конца XIX века, где развернулись дискуссии о необходимости «кормить Польшу». Экономист Николай Яснопольский написал книгу «О географическом распределении государственных доходов и расходов России», где высказал мысль, что Царство Польское получает бюджетных средств больше, чем русские губернии — 6,3 % и 2,7 % соответственно. В этом же труде приводились вполне справедливые цифры, что Польша дает больше дохода (10,7 %) для казны, чем Центральный промышленный район (6,3 %). Но ключевой особенностью этой работы было утверждение, что к колониям пора относиться как к колониям и изымать из них больше ресурсов для развития русских губерний. Эти идеи были активно подхвачены другими экономистами и публицистами. К началу XX века российское общественное мнение относительно Польши сделало кульбит: от желания привязать регион к империи полным содержанием за счет казны пришли к идее необходимости изымать как можно больше ресурсов для развития метрополии.
С началом работы Государственной думы дискуссии вокруг «кормления Польши» перешли уже на парламентскую трибуну. Теперь уже польские депутаты доказывали, что Царство Польское вполне может прожить самостоятельно, но чтобы этого не случилось, необходимо уравнять все регионы в налоговом бремени. Правые депутаты, в свою очередь, давили на то, что нужно увеличить налоговое давление на польское население, которое «пользуется русской казной в антирусских целях». В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда сторонники сепаратизма настаивали на бюджетной унификации, тогда как охранители и сторонники «единой и неделимой России» выступали за налоговую дифференциацию государства.
Начало Первой мировой войны сделало эти споры неактуальными.
Источник: Западные окраины Российской империи — М.: Новое литературное обозрение, 2007
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости