Рост цен на стройматериалы: кто теряет, кто зарабатывает
Стремительный рост цен на стройматериалы, который наблюдается последнее время, может нанести ущерб реализации проекта трассы М12 Москва — Казань — Екатеринбург. В правительстве РФ признали появление первых серьёзных проблем в строительстве стратегически важной магистрали.
«Работа запущена, но есть сложности. Повышаются цены на стройматериалы, есть нехватка рабочей силы. Впрочем, уверенность, что в установленный срок движение будет открыто есть», — написал на днях в своём Instagram вице-премьер Марат Хуснуллин.
Золотая трасса
Первый асфальт на М12 был уложен в начале мая. Магистраль должна быть запущена до конца 2024 года. Она позволит разгрузить М7 «Волга», снизить количество аварий на дорогах европейской части РФ. В перспективе скоростная магистраль дотянется до Краснодара и Омска.
Как рассчитывают в правительстве РФ, новая трасса, по сути, превратится в транспортный коридор из Европы в Китай.
Значение М12 грандиозно как с экономической, так и социальной точек зрения. Впервые в России появится широкополосное асфальтовое полотно, которое надёжно свяжет крупнейшие города запада, юга и востока страны, а также, по всей видимости, будет иметь немаловажное транзитное значение.
Часть расходов на строительство магистрали покроется из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Остальные средства будут привлечены из близких к государству источников. В текущем году будет выделено 40 миллиардов рублей.
Общая стоимость работ в 2020 году оценивалась примерно в 623 миллиарда рублей. Однако последнее время чиновники воздерживаются от уточнения совокупной цифры затрат.
В середине июня в интервью РИА Новости глава «Автодора» Вячеслав Петушенко намекнул на то, что конечную смету по М12 вообще невозможно предсказать из-за бурного роста цен на битум и металл.
«Сейчас все активно обсуждают резкое повышение стоимости металла. У нас достаточно большое количество металла — под три больших моста. И в целом большое количество искусственных сооружений, где используется, в том числе, та же арматура. Извините меня, барьерное ограждение — там 300 тысяч тонн, они серьёзно повлияют на экономику этого объекта. Битум по сравнению с четвёртым кварталом почти в два раза уже поднялся», — отметил Петушенко.
К данной информации необходимо добавить, что эксперты рынка ещё в прошлом году критиковали власти за поспешность в реализации строительства М12 и нехватку частных инвестиций в проект. Строительство трассы в условиях стремительного роста цен на стройматериалы может обернуться чрезмерными потерями денег налогоплательщиков.
Профнастил за 260 тысяч
Ситуация со стоимостью стройматериалов оказала огромное влияние и на состояние рынка жилищного строительства. Этот фактор является одним из основополагающих в росте стоимости нового жилья в крупных городах РФ. С 2020 года цены на квартиры в среднем увеличились на 20-35%, а реальные доходы граждан лишь сократились.
По прогнозам экономистов, наблюдаемая тенденция не позволит выполнить поставленную Владимиром Путиным в Федеральном послании 2018 года задачу по увеличению к 2024 году ежегодных объёмов жилищного строительства с 80 до 120 миллионов квадратных метров.
Напомним, что с целью стимулирования коммерческой активности девелоперов и кредитоспособности россиян правительство и ЦБ пошли на историческое снижение ставки по ипотеке. Сейчас её средняя величина составляет 7,3%, при этом пару лет назад она находилась на отметке 9,5-10%.
Однако положительный эффект от сокращения ставки де-факто полностью «съел» рост цен на жильё, объективной основой которого как раз послужило резкое увеличение стоимости стройматериалов.
На ненормальное положение дел в этой сфере указала Светлана Миронова в прошедшей 30 июня Прямой линии. По её словам, за минувшие три-четыре месяца стоимость забора из обычного профлиста подскочила с 150 тысяч рублей до 260 тысяч.
«Для нашей семьи это достаточно весомая разница. Хотелось бы понимать — от лица нашей семьи, от лица тех семей, кто попал в такую же ситуацию, — будут ли оставаться такими цены, будут ли они расти или, может быть, с вашей помощью они станут какими-то более доступными для нас», — сказала женщина.
Путин объяснил радикальный рост стоимости материалов разогнавшейся в последнее время инфляцией (с 4 до 5,9%) и глобальной конъюнктурой.
«На мировых рынках резко поднялась цена на металл, кстати говоря, это продовольствия тоже касается, на сахар на мировых рынках поднялись цены, и наши производители потащили за границу, а у нас дефицит возник и цены пошли наверх. То же самое и с металлом, выросли цены на мировом рынке на металл», — отметил президент.
По словам Путина, в настоящее время власти разрабатывают меры, которые позволят сдержать рост цен на «основные товары, связанные и со стройкой». Однако конкретное содержание подобных решений президент не раскрыл.
В погоне за прибылью
В принципе глава государства не слишком лукавил, когда говорил о причинах повышения стоимости стройматериалов. В условиях пандемии на глобальном рынке произошли нарушения кооперации и логистических схем. В частности, заметное влияние оказал возникший в Китае дефицит контейнеров.
Ещё один общемировой фактор — это сверхмягкая денежно-кредитная политика, которая также вызвана пандемией коронавируса. Для стимулирования коммерческой активности власти западных государств продолжают накачивать бизнес деньгами, что приводит к резкому росту спроса, удовлетворить который производственный сектор пока не успевает. Образовавшийся дефицит разгоняет рыночную стоимость материалов.
Если говорить про феномен подорожавшего металлопроката, то здесь доминирующую роль сыграло то, что он является биржевым товаром. По этой причине цены внутри РФ колеблются в зависимости от глобальных. Стоимость разных типов продукции данного класса увеличилась на 10–70%.
Цены на арматуру, которая, как и металлопрокат, чрезвычайно широко применяется в жилищном и инфраструктурном строительстве, подскочили примерно на 50%.
Как считают в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), отечественные поставщики переориентировались на удовлетворение потребностей зарубежных заказчиков и подтянули цены внутри страны до среднемировых (именно об этом говорил Путин на Прямой линии, отвечая на вопрос Мироновой).
Сами производители ссылаются на глобальный рост стоимости стали и фактор отложенного спроса среди девелоперов из-за пандемии.
Плохая новость заключается в том, что в России значительно подорожала не только конечная продукция, которая используется в строительстве дорог, мостов и жилья, но и сырьё.
Рост стоимости этой категории товаров напрямую связан с повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых, включая руды чёрных, цветных и редких металлов. По инициативе Минфина с января 2021 года она выросла в 3,5 раза.
Естественно, в стремлении компенсировать издержки добывающий сектор РФ взвинтил цены на свои товары. По данным ФАС, стоимость железорудного концентрата и лома чёрных металлов с июня 2020 года по апрель 2021 года выросла в два раза, а концентрата коксующегося угля — на более чем 40%.
Дополнительную роль в росте стоимости стройматериалов сыграла девальвация рубля — к концу 2020 года национальная валюта России обесценилась на 20%. В итоге вся закупаемая за рубежом продукция обходится отечественным заказчикам априори дороже, чем раньше.
Сложившуюся в РФ ситуацию частично могли бы выправить импортозамещение и более строгий государственный контроль за российскими производителями стройматериалов, которые в условиях нынешнего ковидного кризиса подсчитывают сверхприбыли.