Новости – Религия
Религия
Вера или экстремизм?
Один из монастырей на Афоне
Известный православный лозунг должен оставаться личным изречением, а не поводом для преследования
18 апреля, 2017 11:15
7 мин
В социальных сетях и СМИ вызвал дискуссию очередной поступок депутата Госдумы Виталия Милонова, известного своим ревностным отношением к православию и Церкви. Перебравшийся из Петербурга законодатель разместил на странице во «ВКонтакте» статус Ορθοδοξία ή θάνατος! , который в переводе на русский язык означает известное всем православным изречение о важности выбора между Верой и вечной погибелью.
Ранее данный лозунг несколькими судами Российской Федерации был признан экстремистским и внесен в Федеральный список экстремистских материалов Минюста. Распространителям грозит административное наказание. Однако кара за использование лозунга почему-то носит избирательный характер. Так, в ноябре 2016 года судом Чувашии был оштрафован координатор «Открытой России» Дмитрий Семенов.
Естественно, что сторонник Ходорковского не проявлял особых симпатий к православию и РПЦ. Семенов лишь опубликовал в соцсетях демотиватор с изображением Милонова в черной футболке с соответствующим лозунгом. За это деяние, совершенное в 2014 году, против Семенова было возбуждено дело по статье 20.29 КоАП («Производство и распространение экстремистских материалов»).
Причудливое российское правосудие наказывает за насмешки над экстремизмом, а не за сам факт пропаганды экстремизма. С таким же успехом можно отыскивать репосты с демотиваторами нацистов и возбуждать дела против тех, кто потешается над приверженцами идей Адольфа Гитлера. Сам Милонов утверждал, что сделал соответствующую фотографию на Украине и потому не нарушал законодательство РФ.
Экстраординарность Милонова уже давно не вызывает большого удивления. Другое дело, что он, как депутат, обладает правом законодательной инициативы и мог бы начать кампанию за исключение совершенно безобидного и, более того, важного для любого православного верующего лозунга из списка экстремистских материалов. Если Милонов добьется своего, то можно со спокойной совестью носить футболки с пока что запрещенным утверждением и публиковать посты как на греческом, так на русском языках.
«Эту фразу нужно рассматривать в контексте. Разместив этот лозунг, депутат ничего плохого и злонамеренного, конечно, никому не пожелал и не сделал… Господин Милонов в данном случае выступает как частное лицо. Эта фраза относится к его религиозным воззрениям, а не к политической деятельности. С него в религиозном смысле спрос невелик», — цитирует РИА Новости точку зрения иеромонаха Макария (Маркиш).
В среде духовенства и мирян нет единства по поводу экстремистского по версии Минюста лозунга. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал не употреблять данное выражение еще до объявления его противозаконным. В 2009 году Святейший заявил, что в глазах людей, произносящих этот лозунг, «вы не найдете любви, там горит диавольский огонь гордыни, стремления к церковной власти, к разрушению церковного единства, хотя внешне все может рядиться в добрые одежды, благочестивую внешность».
«Ни один апостол так не говорил. Православие — это красота жизни, а смерть — это тлен, результат грехопадения, дьявольского действия», — пояснил предстоятель РПЦ в 2009 году.
Специалист в области христианской философии, протодиакон Андрей Кураев считает, что ничего экстремистского в лозунге нет, если он не противопоставляется религиозным чувствам адептов других конфессий. Публицист убежден, что верующие таким образом признаются в любви к православию, потому что не мыслят жизни вне лона Церкви.
В то же время Кураев указывает, что указанное изречение должно оставаться личным и не превращаться в массовый лозунг. Кроме того, он обратил внимание, что на футболках с данной надписью необходимо убрать изображение креста. «По неписанной православной традиции, крест поверх одежды может носить только священник», — пояснил Кураев. По его словам, публичное ношение креста означает готовность человека взойти на него.
Несмотря на предостережения самого Патриарха, в России появилось немало поклонников броского лозунга. Молодые люди и представители зрелого поколения разгуливали в черных футболках с черепами и крестом. Последние годы оказавшийся вне закона лозунг, впрочем, потерял прежнюю популярность, вот только шумиха вокруг поста Милонова может лишь поспособствовать ее возобновлению.
«Ορθοδοξία ή θάνατος!» —лозунг, впервые появившийся в Греции в период османского владычества. С этой фразой погибали люди, которые сегодня попадают под категорию радикалов и националистов. Турки не покушались на автономию Церкви, и греческое духовенство не являлось оплотом национального сопротивления оккупантам.
В России переведенное на русский напоминание о Главном выборе любого православного верующего, получил распространение в среде ультраконсервативной интеллигенции. Убежденной, что у России существует только один путь, который заключается в приверженности православным ценностям. Доминанта православия — это безальтернативный вариант для нашей страны.
При этом публичные сторонники такого рода взглядов не поясняют, как должны уживаться с православными представители других конфессий. Что уготовано иноверцам? Как подобный клерикальный подход вписывается в светский характер российского государства, прописанный в Конституции? Как воцерковлять крещенных в раннем детстве россиян, которые далеки от понимания православных норм?
Без ответа на эти вопросы любые кричалки с упоминанием православия не будут иметь смысла. Более того, пропагандистская деятельность рьяных активистов, называющих себя православными, вызывает справедливые насмешки в обществе. Навязчивость и стремление «оправославить» Россию встречает сопротивление не только в либеральной среде, которая, как правило, атеистична.
Речь идет о здравом смысле. Невозможно лозунгами (к тому же в нарушении православных традиций) убедить человека повернуться лицом к Церкви. Белые черепа на черных футболках и слово «смерть» вызывают понятную настороженность у любого адекватного человека. Зачем вообще прилюдно признаваться в любви к православию? Ведь любовь — чувство глубоко личное, интимное.
Публичное признание в любви к Господу и призывы уверовать в Него свойственны как раз западной позднехристианской традиции. Православие — куда менее эмоциональная религия, в которой принята концепция индивидуального спасения. Каждый православный отвечает за свои поступки, делает добровольный и осознанный выбор, принимая или не принимая ценности Веры Христовой.
Церковь никогда не вела то, что называется пропагандой. Священники не занимались раздачей листовок с призывами уверовать или прийти в храм. Дверь в Дом Божий всегда открыта для людей с разными взглядами и разным отношением к институту Церкви. Православных объединяют не лозунги и одинаковые футболки, а приверженность морально-нравственным ценностям. Истинно верующего человека можно отличить не по бороде или кресту поверх одежды, а по свету, который он излучает.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости