Новости – Религия
Религия
Неделя святых отцов Первого Вселенского собора
Семь вселенских соборов. Фото: zachatevmon.ru
Собор, который мог бы стать примером грядущему. Но не стал
12 июня, 2016 07:00
5 мин
В седьмое воскресенье по Пасхе Православная церковь вспоминает Первый Вселенский собор. Именно на нем приняли Символ Веры и осудили первые ереси.
Решать вопросы соборно заповедал сам Христос: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Но, к сожалению, эту заповедь не приняли в расчет при подготовке грядущего Собора на острове Крит, от участия в котором одна за другой отказываются Поместные Церкви, заявляя, что Константинополь не желает их слушать.
Причины созыва
Времена великого гонения на христиан завершились в 313 году миланским эдиктом о веротерпимости императора Константина. Казалось, худшие дни позади — христианство признали в качестве официальной религии. Но куда страшнее для церкви был враг внутренний — ересь.
Поводом для созыва первого из соборов стал богословский спор о природе Христа. Начал его один из пресвитеров в Александрии по имени Арий. Он был человеком одаренным, но гордым сверх меры. Когда в епископы Александрии выбрали не его, Арий возмутился, сперва отрицал проповедь новоназначенного епископа, а вскоре перешел уже к отрицанию божественной природы Христа. Эту ересь осудили в ряде публичных диспутов. Однако самолюбие не позволило Арию смириться с поражением: он уехал и начал собирать вокруг себя людей, разделявших его идеи. Постепенно его лжеучение распространилось по всему Востоку. Прельщенные его речами, вокруг Ария собирались епископы. Для преодоления и поддержания единства в Церкви в 325 году и созвали Собор, позже вошедший в историю как Первый Вселенский.
Утверждение веры
Инициатором созыва Собора было государство в лице императора Константина I. Он видел внутренний разлад в церкви и стремился разрешить его — помимо религиозных разногласий (сам Константин в то время еще не был крещен), происходящее ослабляло целостность империи.
По приглашению императора в июне 325 года в городе Никее (ныне территория Турции) собрались 318 епископов. Приглашены были все епископы вообще, но по разным причинам часть из них приехать не смогла. Собор разместился в одном из залов императорского дворца. Два месяца епископы спорили не только о том, кем был Христос — Богом или, подобно всем живущим на земле существам, существом тварным. Решалось, по словам историка соборов Антона Карташева, куда большее: осуждалось упрощение самой христианской мысли, осуждалась подмена сути христианства как религии искупления. «Может быть, было бы и проще, и успешнее преподносить массе христианство как религию моралистическую. На это упрощение и рационализирование христианства как раз и соскользнуло арианство».
Однако суть всего христианства не в поиске наиболее удобных человеческому разуму конструкций, а в чудном и тайном пути человека к спасению и жизни вечной. Вот эту истину и защищали собравшиеся на Соборе отцы — причем защищали, изначально будучи в меньшинстве. Слишком многие прельстились на логичные, но ядовитые речи Ария и его последователей.
Среди участников Собора было множество выдающихся личностей либо тех, кто впоследствии был прославлен как исповедник. На Соборе выступали Афанасий Великий, Василий Великий, пустынник Антоний, прервавший молитвенное заточение ради защиты истины, и Спиридон Тримифунтский. Последний явил собравшимся на Соборе чудо, взяв в руки простой кирпич, который по молитве Спиридона разложился на три составляющие части: огонь, воду и глину. Существует легенда, что сам Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, ударил Ария по щеке за его еретические речи.
Итогом Собора стало изгнания Ария. При этом арианские споры продолжались еще много десятилетий. В 381 году в Константинополе собрался Второй Вселенский собор, который еще раз низверг опасную ересь — но и после этого она продолжала существовать на окраинах ойкумены.
Значение
На Соборе был утверждена система основополагающих догматов христианства, известная нам как Символ Веры. Сделано это было для того, чтобы все православные христиане могли точно представлять себе истинное учение Христа и исповедовать его без искажений. На следующем соборе Символ Веры дополнили, и с тех пор его употребляют повсеместно. От названия Соборов его именуют еще Никео-Цареградским Символом Веры.
Кроме того, в Никее епископы установили также время празднования Воскресения Христова: было решено праздновать Воскресение на неделю позже еврейской Пасхи. Дату Пасхи определяли первым воскресеньем после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния.
Помимо этого, на Соборе также было принято 20 правил, или канонов — в их числе запрет клирикам заниматься ростовщичеством, допускать к священнослужению порочных лиц.
Важно и то, что истина была установлена на Соборе не голосованием большинства: Арий привел на Собор большое число своих сторонников, но все равно проиграл — настолько убедительны и пламенны были речи его оппонентов. Именно этот факт дал повод говорить, что отцами Первого Вселенского собора руководил Дух Святой, присутствия которого так недостает организаторам Собора нынешнего.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости