Религия
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Религия
Русская планета
Религия

Кирилл Туровский: русский Златоуст

Он был еще жив — но его уже равняли со святыми отцами древности
Михаил Боков
11 мая, 2016 07:00
4 мин
Кирилл Туровский. Фото: turov.by
11 мая Православная церковь чтит память святителя Кирилла Туровского. Его называли Русским Златоустом, но он сам не видел собственной заслуги в умении сочетать слова — и говорил о себе лишь как о проводнике «слов Божиих».
Столпник
«Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания», — так сообщает житие о начале подвижнического пути Русского Златоуста.
Он обучался богословию дома от приглашенных греков и, достигнув зрелости, решил посвятить себя Богу. Его постригли в монахи приблизительно в 1161 году в Туровском монастыре (ныне — Гомельская область). Житие говорит: обычных монашеских трудов ему вскоре стало мало, и он затворился на столпе — отказавшись от людского общения, проводил свои дни на каменной башне с выстроенной наверху шаткой хижиной. Традиция столпничества пришла на Русь с Востока: Кирилл, как считают историки, стал первым русским столпником.
Епископ
Уже в затворе Кирилл стал писать первые слова-проповеди. Усилиями переписчиков они распространялись в Турове и его окрестностях, чем снискали автору большую славу. Житие говорит, что туровчане просили князя поставить затворника Кирилла им во епископы — пораженные мудростью написанных им слов. Князь испросил на то разрешения Киевского митрополита и получил положительный ответ. Так затвор в жизни подвижника сменился попечением о пастве целого города и окрестностей.
В годы епископства Кирилла случилась и первая попытка северной Руси отделиться от церковного влияния южной, пишет историк Петр Знаменский. При великом князе Андрее Боголюбском северо-восточная Русь усилилась и стала заводить у себя новые самодержавные порядки. Владимирский князь был сильнее киевского, но в Киеве был митрополит, а во Владимирском княжестве только епископ. Стремясь иметь и церковную власть себе по статусу, князь Андрей отправил посла в Константинополь с просьбой поставить ему во Владимир особого митрополита — у него имелся уже и кандидат, некий монах Феодор. Византия отказала в просьбе русскому князю и посвятила Феодора только во епископа. Феодор, удрученный отказом, впал в настоящее безумие: он самовольно провозгласил себя митрополитом и попытался освободиться от подчинения Киеву. Тех же, кто увещевал его покаяться, он взялся «обирать, казнить и мучить».
В 1169 году Собор епископов осудил Феодора — одним из тех, кто выступил против его преступной деятельности, был святитель Кирилл, епископ Туровский. Феодора выдали Киевскому митрополиту, где его «обвинили его всеми винами и велели отвезти на Песий остров, где урезали язык, руку правую отсекли и глаза выкололи», — сообщают летописные источники.
Златоуст
На исходе жизни святитель Кирилл вернулся к уединенной жизни, с которой начал свое монашество. Он оставил Туровскую кафедру и посвятил себя написанию духовных сочинений — проповедей, притч, толкований на Евангелие и молитв.
На Руси сочинения Кирилла пользовались огромной популярностью: уже при его жизни их включали в рукописные сборники вместе с творениями святых отцов. Обученный в детстве учителями-греками, святитель усвоил от них и греческую традицию литературного мастерства. Он свободно обращался ко многим источникам — от Ветхого Завета до малоизвестных тогда на Руси работ египетских подвижников. Оттуда он черпал свои сюжеты, облекал их в причудливую аллегорическую форму, но в тоже время мысль его была ясна и понятна, отмечают исследователи его творчества. За умение слагать слова Кирилла прозвали Русским Златоустом. Спустя много веков, его даже прочили в авторы «Слова о полку Игореве», впрочем, эту версию современная наука считает несостоятельной.
Подобно святым отцам русский Златоуст наставлял: прежде всего, нужно искать ответов в священном Писании. «Это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум… и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь… Давайте не просто проговорим, языком написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это». Эти слова, сказанные девять веков назад, нередко звучат в пастырских проповедях и сегодня.
Святитель закончил земную жизнь в 1183 году, завещав похоронить себя в родном Туровском монастыре. Русский Златоуст, он до последнего дня отрицал наличие у себя особого проповеднического дара: «То не от себя говорю, но раздаю слова Божии…»
темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
4 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ