Новости – Религия












Религия
Старец-мирянин Петр Иванович

Писатель Мирослав Бакулин
О романе Мирослава Бакулина «Петр Иванович»
17 декабря, 2016 12:00
8 мин
Православный писатель Мирослав Юрьевич Бакулин в одном из своих интервью заметил, что художественная литература ему больше не интересна, и, действительно, в последнее время основное внимание он уделяет толкованию Священного Писания, на канале «Сибирского листка» в YouTube можно найти его комментарии на Евангелие от Марка, ранее он написал книгу «Наивное толкование 50 псалма», и произвел грандиозную работу по изданию святоотеческого труда «Сибирский лествичник».
Но не будем забывать, что широкую известность Бакулину принесла именно художественная литература, книги «Зубы грешников», «Всякое дыхание», «Полный досвидос» и «Весна в раю» выдержали не одно издание. «Русская Планета» публикует рецензию на последний художественный роман писателя «Петр Иванович», выражая, как мы думаем, общую надежду всех поклонников его творчества, что Мирослав Юрьевич не будет ограничиваться лишь экзегетикой, и вернется к художественной литературе.
Книга о самом главном
Труды святых отцов, подвижников, богословов и духовных писателей посвящены главному делу человеческой жизни – спасению. Роман сибирского писателя и просветителя Мирослава Бакулина «Петр Иванович» преимущественно говорит об этом.
Уже само название «Петр Иванович» ставит его в один ряд с Патериками и Отечниками, разделы которых называются по имени главного лица – авва Арсений, авва Евагрий или монах Досифей.
Как и истории из Патериков, история главного героя романа Сергея начинается с его еще мирской жизни. Отдалившись от жены и смертельно больного ребенка, Сергей волею судьбы попадает в дальний северный скит, где начинается его новая – духовная жизнь. Тема оставления жены и детей ради ухода в монастырь довольно спокойно подается в агиографии и безболезненно воспринимается православными. Лишь Василий Розанов возмущался историей из Патерика, где некий египетский монах согрешил с женщиной, которая родила от него ребенка. После греха монах удалился в пустыню и продолжил заниматься «богословием» как ни в чем не бывало, а женщине пришлось «поднимать» ребенка одной. Разве можно оставить маленького ребеночка ради занятий «богословием», вопрошал Розанов? В романе дается ответ и на этот вопрос.
До знакомства с иноками у Сергея была веселая жизнь – учеба в окружении филологических барышень на филфаке института, армия, две женитьбы, но самое интересное началось только в скиту. Люди, мало знакомые с христианской жизнью, считают, что в монастыре жить скучно и тоскливо. Чем там монахи занимаются? Как можно прожить в монастыре много лет или даже всю жизнь? Описание жизни насельников затерянной в лесах обители говорит об обратном – иноческая жизнь насыщена и многогранна. Перед человеком, пришедшим и оставшимся в монастыре, открываются такие горизонты бытия, о которых он даже не подозревал. Крещеный атеист Сергей, излечившись от невроза, именно так называет один из старцев болезнь нашего века – атеизм, переходит к совершенно новой жизни.
«… Кто после Крещения не начинает молиться, подобен человеку, который купил железнодорожный билет, но так и не вернулся домой, так никуда и не уехал».
Старец-мирянин
Научаться видеть «в море житейском реку Господню», освобождаться от иллюзий и химер своих представлений о жизни Сергей начинает под руководством духовных наставников. Их двое – о. Николай и о. Алексий, незримо присутствует и третий – Петр Иванович, по имени которого назван роман. Т.е. главным старцем здесь является мирянин. Описание его совершенств и духовных добродетелей подошло бы великому подвижнику времен расцвета египетского монашества. Он достиг бесстрастия и прозревает будущее, моментально «сканирует» и распознает человека даже на расстоянии. Такое вполне возможно, ведь не монашеские одежды делают человека святым и праведным. Самое необычное здесь в другом – в том, что случилось с Петром Ивановичем в конце его жизненного пути, необычный конец его жизни ломает логику романа и ожидание читателя. Но как любит говорить Бакулин, «жизнь шире наших представлений о ней».
Демоны и странные люди
Сергею предстоит серьезная работа над собой. Он «подчищает листы Книги жизни частой исповедью» и беседами со старцами. В духовном делании ему необходимо побороть собственных демонов, т.е. страсти. Брань с ними неизбежна для каждого христианина. Кто поборол внутренних демонов, может повстречаться с другими, более страшными, они приходят извне. Для опытных скитских старцев о. Николая и о. Алексия борьба с ними – дело привычное; старцам изгнать беса из одержимого, что хирургу вскрыть гнойник – делают они это быстро, и в прямом смысле вытаскивают бесов из человека.
«Когда червяк [т.е. бес] пойдет, хватай за голову и тащи. У него там, на хвосте спираль. Тащи, не тормози. Клетка одна внутри останется – снова вырастет». Внешний вид беса отвратителен: у него «желтая полоска по боку и омерзительные завитки на хвосте, из которых капает оранжевая жидкость».
Такие необычные на первый взгляд сеансы экзорцизма проводят старцы. Ничего удивительного в этом нет. Демоны изгоняются молитвой, ее творят искушенные монахи, а в каком виде бес предстает, не так важно. Вид червя ему более приличен и сообразен, нежели, скажем, вид эфиопа.
Герои романа сталкиваются со многими другими необычными явлениями. На их пути встречаются разные странные люди и создания: Мясник-убийца, избавляющий от блудной страсти, шестипалый рыбоприемщик, мужик, разъезжающий по северной реке «на осетрах», живой утопленник, говорящая ледышка...
Порой эти встречи напоминают приключения персонажей нигерийского писателя Амоса Тутуолы, но все же образы и типажи русского Севера нам ближе и понятней, чем далекие африканские. Может это символы того суеверия, которыми мы подменяем истины своей веры? Или это нравственные уродства нас самих? Или это всего лишь метафоры и литературные приемы?
«Весь мир – повод для красивых метафор и поэзии», – говорит Бакулин, в том числе мир потусторонний.
В любом случае герой романа успешно прошел все испытания, он сделал больше, чем обычный ратник, ведь «воин сражается с чудовищами, монах подчиняет их себе».

Тюменцы Мирослав Бакулин и Владимир Богомяков
Понятность и узнаваемость
Богато украшенная цитатами святых отцов, книга представляет компендиум православной аскетики, причем яркое художественное изложение не даст читателю уснуть при изучении таких определений как, например, «прилог» греха или «пленение».
Прочитав книгу, можно узнать многое: о чем молятся бесы, сколько деньжищ вбухает в Церковь антихрист, какова загробная участь Аристотеля; услышать меткие и емкие высказывания, которые могут взять на вооружение миссионеры и катехизаторы; получить беспроигрышный совет по борьбе с сектантами.
Читатель не только узнает что-то новое, он будет узнавать самого себя в определенный момент своей духовной жизни. Разве найдется такой христианин, который не увидит в этом отрывке себя?
«Бог похож на садовника, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, потому что деревцу необходимо достаточное количество влаги, чтобы пустить корни, прижиться и расти. Постепенно садовник начинает поливать его реже, сначала через день, потом через два, через неделю, раз в две недели. Благодать подается прежде искушения. Это он делает, чтобы помочь дереву пустить корни так глубоко в почву, чтобы оно получило настоящую влагу прямо из земли, ведь если оно будет расти на поверхности, то или ветер его уронит, или оно засохнет и упадет. Так и душа человека переживает период сухости, чтобы человек пустил корни своего сердца в живую воду веры и устоял. Самое правильное духовное делание бывает у человека в период испытаний и сухости».
Мыслям читателя будут созвучны слова, действия и желания героев произведения, ведь прототипами их послужили живые люди с горячей верой. И они вместе с автором романа несут важнейшую мысль – святость достижима! На эту главную цель человеческой жизни и указывает книга сибирского писателя Мирослава Бакулина.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости