Новости – Религия
Религия
Смерть за царя
Я. Турлыгин «Митрополит Филипп и Иоанн Грозный», после 1800
Святитель Филипп, митрополит Московский, не боялся говорить правду Ивану Грозному, за что был предан неправедному суду и смерти
22 января, 2018 15:00
6 мин
Святитель Филипп, вступая на кафедру предстоятеля Русской Церкви, понимал, что восходит на Голгофу. Во главе государства стоял царь, учредивший опричнину, которая сметала не только изменников государства, но и людей совершенно невиновных. У митрополита был выбор, либо молча взирать на происходящее в стране, либо возвысить свой голос против действий власти. Митрополит выбрал стояние за правду и истину.
Митрополит Филипп (в миру Федор Степанович Колычёв) родился 11 февраля 1507 года в Москве. Боярский род Колычёвых известен с XIV века, отец готовил сына к государевой службе, он был обучен грамоте и различным воинским навыкам. Федор службу первоначально нес при дворе Василия III. В 1537 году Колычёвы попали в опалу, и Федор, имея склонность к монашеству, удалился на север, в Соловецкий монастырь.
Подвижническую жизнь он проводил под руководством старца Ионы Шамина, ученика преподобного Александра Свирского. Вскоре он принял постриг с именем Филипп и через 8 лет проживания в монастыре братией был избран наместником обители.
Административные способности прежний царедворец теперь применял при устроении монастыря и его обширного хозяйства. Количество соляных варниц было увеличено, многочисленные озера острова были соединены каналами, в гавани Большого Заяцкого острова была выстроена пристань, постройка собственного кирпичного завода позволила вести строительство новых братских корпусов, больницы, Успенского и Преображенского соборов.
«На всем легла печать мудрой прозорливости его, не только для тогдашняго, но и для будущего благоустройства обители», - отмечает Соловецкий патерик. Обитель стала промышленным и культурным центром Северного Поморья.
В 1551 году наместник Соловецкого монастыря был участником Стоглавого собора 1551 года, на котором он познакомился с царем Иваном IV. Когда встал вопрос о занятии вакантной столичной кафедры, знакомство стало решающим.
Русская Церковь, унаследовавшая от Византии модель церковно-государственных отношений, была не свободна в принятии важных решений. Так, назначение на место предстоятеля Русской Церкви совершалось лишь с великокняжеского ведома. Ранее за союз Церкви и государства расплачивались патриархи константинопольские, претерпевая различные гонения от православных самодержцев (вспомним святого Иоанна Златоуста), теперь святители московские.
Сначала от управления Русской Церкви за свое несогласие с политикой Ивана IV был отстранен митрополит Афанасий, затем нареченный митрополит Герман. Царь, желая найти лояльного и в то же время авторитетного среди духовенства и мирян человека, ставку сделал на игумена Соловецкого монастыря Филиппа.
В свою очередь Филипп условием избрания и посвящения в митрополиты выдвинул требование упразднить опричнину. С царем договориться не получилось, однако епископату удалось убедить Филиппа занять московскую кафедру (очень редкий случай в церковной истории, когда за место предстоятеля борьба не велась, но кандидаты старались избежать опасной почести).
25 июля 1566 года, в возрасте 59 лет игумен Филипп был посвящен в епископский сан и возведен на столичную митрополию. Первое время после его поставления казни в Москве не совершались, как отмечает историк Георгий Федотов, «наверху, в непосредственной близости к царю отдыхали от крови».
Казни начались зимой 1568 года, когда царь во время Ливонского похода обнаружил боярский заговор, во главе которого якобы стоял престарелый боярин Иван Федоров. Его Иван Грозный убил лично, и, распутывая клубок «дела Федорова», устроил террор по всей стране.
Митрополит, видя какие бесчинства творят опричники во главе с царем, стал открыто обличать его. До этого он пытался вразумить царя келейно, наедине, но тот не слушал святого Филиппа. 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля предстоятель обратился к самодержцу с таким словом:
«В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного; не узнаю и в делах царства… О государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы цари благочестивые возмущали собственную державу столь ужасно! В самых неверных, языческих царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!»
Разгневанный царь тут же повелел собрать комиссию, которой было поручено найти ошибки в церковном управлении Филиппа, начиная с игуменства на Соловках. Дело быстро сфабриковали и в праздник Архистратига Божия Михаила, когда предстоятель совершал литургию в Успенском соборе, в храм ворвались опричники, прервали богослужение и зачитали митрополиту приговор.
Затем сорвав с него облачение, отправили в ссылку в Тверской Отроч монастырь. Источники сообщают что, царь хотел сжечь архиерея и лишь противодействие смелых иерархов, не позволило совершить этот акт.
Николай Неврев «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов», 1898
Однако участь изверженного митрополита была предрешена, царю было недостаточно того, что митрополит Филипп находится в заключении. Он послал Малюту Скуратова с приказанием умертвить святого узника. 23 декабря 1569 года святитель Филипп был задушен.
Святитель Филипп не был единственным представителем духовенства, попавшим под молот репрессий. Как отмечает историк Дмитрий Володихин, в 1570 году по царскому приказу были казнены архимандрит Псково-Печерского монастыря Корнилий, архимандрит Печерского Вознесенского монастыря в Нижнем Новгороде Митрофан, архимандрит Солотчинского монастыря на Рязанщине Исаак Сумин. Эти лица упомянуты в официальных поминальных документах - синодиках.
Кроме того синодики «содержат немало имен старцев, иноков, архиерейских приближенных и служилых людей. Некоторые персоны духовного звания, вплоть до архиереев, умученных по велению царя, не вошли в синодики, но их гибель подтверждается иными источниками».
Вину Ивана Грозного за невинно пролитую кровь признавали и его преемники. Так царь Алексей Михайлович составил письменную грамоту, в которой молил святого «разрешить согрешение прадеда».
В 1652 году мощи священномученика Филиппа были перенесены с Соловков в московский Успенский собор.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости