Славянская школа при Александро-Невском монастыре Петербурга
Славянская школа при Александро-Невском монастыре Петербурга

Маленькая школа, основанная в правление Петра I, со временем стала одним из ведущих богословских учебных заведений России

Основой города на Неве, названного Петром Великим в честь своего небесного покровителя первоверховного апостола Петра, стали Петропавловская крепость — символ и оплот государственности, и Невский монастырь — твердыня духовная. Монастырь, наречённый в честь выдающегося предка Петра I, великого князя Александра Ярославича, был заложен российским самодержцем на том самом месте, где произошла знаменитая Невская битва. И если монастырь был основан царём, то учебное заведение в его стенах было создано по инициативе сподвижника Петра, архиепископа Феодосия (Яновского). 11 июля 1721 года он издал указ, в котором было предписано:

«Учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре для обучения юных детей чтению и писанию, Словенскую школу... учить словенского чтения и письму по новопечатным букварям».

Последнее замечание особенно важно, в 1710 годах в России был введён гражданский алфавит, в разработке которого принимал личное участие Пётр I, и церковные школы были в числе первых, кто принял эту важную образовательную реформу.

Учениками Славянской школы были дети из разных сословий в возрасте от 5 до 13 лет, обучение сирот производилось за монастырский счёт, другие отцы платили за детей «по три четверти ржи и по три рубля денег в год». Кроме обучения чтению и письму, ученики изучали арифметику, грамматику и толкование Нагорной проповеди. Для учебных целей монастырской типографией были выпущены пособия: Букварь или начально обучение отроком, а также проповеди Феофана Прокоповича, Гавриила Бужинского и других знаменитых проповедников петровской эпохи. В программу входило обучение игре на музыкальных инструментах и занятия живописью. Первый учебный набор составил 26 человек, спустя 4 года учащихся было уже 82 человека, поэтому школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию, значительно увеличился круг преподаваемых дисциплин: богословие, философия, риторика, история, география, греческий, латинский и европейские языки.

После реформы в 1788 году учебное заведение было преобразовано в Главную Семинарию, а в 1797 года в Духовную Академию и приобрело статус высшего богословского учебного заведения. В попечительстве академии находилось несколько приходских школ Петербурга, в которых уделяли большое внимание изучению латинского языка, что при поступлении в академию было серьёзным преимуществом.

Церковные власти не препятствовали желанию учащихся менять род деятельности, так тех из них, кто выказывал способности при изучении смежных дисциплин, беспрепятственно переводили в другие учебные заведения. На рубеже XVIII-XIX веков в Петербургскую и Московскую Медико-хирургические академии ежегодно переходило до 50 семинарских воспитанников. Многие из выпускников духовных учебных заведений, избравших медицинскую стезю и науку, составили «украшение своему званию и профессии».

Как сообщает автор исследования по истории Петербургских духовных школ профессор Иларион Чистович, «Александро-Невская семинария, переименованная академией, совершала свой путь с пользой для отечественной Церкви и государства. Первой она доставила многих образованных пастырей, государству полезных людей, трудившихся для общего блага на различных поприщах и степенях общественного служения».

В 1809 году в результате внутренней реорганизации Академия разделилась на три учебных заведения: академию, семинарию и училище. Академия издавала научный журнал «Христианское чтение» и занималась переводами на русский язык греческой и латинской духовной, богословской и исторической литературы. К середине 1850 года Санкт-Петербургская духовная академия, наряду с Московской стала ведущей богословской школой России.

В начале XX века революционное безумие, охватившее страну, затронуло и петербургские духовные школы. В 1905 году студенты устраивали демонстрации с красными флагами и пением революционных песен. Закономерно, что после прихода к власти большевиков, духовные школы Петрограда были закрыты. Продолжателем традиций Санкт-Петербургской духовной академии был Петроградский богословский институт, но и он в 1923 году был закрыт, так же как и богословские курсы, действовавшие в 1925-1928 годах.

Возобновление занятий в стенах Александро-Невской обители произошло лишь в 1946 году, после знаменитой встречи трёх иерархов со Сталиным Сегодня Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария — учебные заведения Московского Патриархата, готовящие священно- и церковнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений. Среди её выпускников – два предстоятеля Русской Православной Церкви — Патриархи Алексий II и Кирилл.

Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»