Религия
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Религия
Религия

Симфония длиной в тысячу лет

27 февраля 380 года христианство объявлено государственной религией Римской империи
Виктор Мартынюк
1 мин
Благоверный император Феодосий Великий возвращает храм святителю Григорию Богослову. Миниатюра из Менология Василия II (X в.). Ватикан
В 380 году, в день рождения императора Константина Великого (известен день его рождения 27 февраля, год рождения точно не установлен), последний император единой Римской империи Феодосий Великий издал программный документ, в котором христианство никейского исповедания объявлялось государственной религией.
«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».
Знаменитый Миланский эдикт Константина 313 года всего лишь объявлял религиозную свободу – «возможность свободно следовать той религии, какой кто пожелает». До этого гонимое христианство лишь уравнивалось в правах с язычеством.
Христианство стало легитимным, но в течение нескольких десятилетий, несмотря на проведенный в 325 году собор в Никее, осудивший арианскую ересь, в империи бушевала арианская смута. Еретикам-арианам удалось занять ключевые епископские кафедры. Партия сторонников никейского исповедания во главе со святым Афанасием Великим, вела с ними борьбу. И победа стала клониться на сторону «кафоликов» лишь после прихода к власти императора Феодосия.
Феодосий, сам ярый сторонник никейского исповедания, к еретикам не имел даже и тени толерантного отношения, поэтому уже через год после воцарения 27 февраля 380 года он издал знаменитый фессалонитский эдикт. Этим эдиктом было положено начало по очищению столицы империи Константинополя, а затем и всей империи от арианской ереси различных толков.
Во-первых, Феодосий, желал видеть единый в конфессиональном отношении народ, который бы не раздирали церковные противоречия, и он сделал ставку на сторонников никейского исповедания. Во-вторых, еретики в глазах власти были неблагонадежными гражданами империи. В-третьих, арианство, которое приняли враги империи готы, оказалось скомпрометированным. В-четвертых, Феодосий в страшном поражении, которое понесла двумя годами ранее римская армия от готов в битве при Адрианополе, видел наказание Божие за отступление в ересь.
Все это немедленного требовало пересмотра религиозной политики.
Положение знаменитого указа от 27 февраля 380 года Феодосий закрепил в следующем году эдиктом, уточнявшим это постановление – главным вновь подтверждался Никейский символ и созывом в Константинополе в июле 381 года собора, на котором окончательно были осуждена арианская ересь в разных ее изводах.
Позже, император Юстиниан такой союз Церкви и государства назовет симфонией. Этот союз принес обеим сторонам огромную выгоду, но таил в себе и большую опасность. В Византийской империи отклонения от идеальной модели симфонических отношений происходили постоянно.
Протоиерей Александр Шмеман очень точно напишет, что «государственная санкция даст Церкви небывалую силу, и, может быть, действительно, многих приведет к вере и новой жизни. Но, в конечном итоге, от нее же для христианского мира придет начало его теперешнего распада и разложения, восстание самого мира против Церкви».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
1 мин