Самарянка: жизнь после пяти замужеств
3 мин чтения
Генрих Семирадский «Христос и самарянка», 1890

Генрих Семирадский «Христос и самарянка», 1890

В пятое воскресение по Пасхе Церковь вспоминает беседу Христа с самаритянкой и историю ее обращения

Короткое общественное служение Христа, продолжавшееся всего три с половиной года, было ознаменовано многочисленными чудесами. Самое главное из которых – перемена людей.

Христос призвал галилейский рыбаков Андрея и Симона и те, оставив сети, тотчас пошли вслед за Учителем, так же поступили Иоанн и Иаков – из рыболовов они сделались ловцами человеков. Матфей бросил прибыльную службу сборщика налогов и все остальные ученики, оставив всё, пошли за Ним.

Людей меняла лишь одна встреча с Христом, потому, что у Него была сила, и Он говорил и учил как имеющий власть. Среди тех людей, чья жизнь полностью переменилась после встречи с Иисусом из Назарета, была женщина-самаритянка.

Самария

Об этой встрече повествует Евангелие от Иоанна. Христос вместе с учениками направлялся через Самарию в Галилею. Когда-то город Самария, откуда и пошло название этой исторической области, был столицей Израильского царства, на территории которого проживали евреи.

После захвата Самарии в VIII веке до Р.Х. ассирийцами, евреи были уведены в плен, а на их место переселили другие народы: гутиев, халдеев, арамеев. Со временем ассирийские колонисты смешались с остатками евреев, и приняли от них и, возможно, от жителей соседнего Иудейского царства иудаизм, но не в чистом виде. Из священных книг самаритяне признавали лишь Пятикнижие Моисея.

Кроме религиозных, между двумя народами существовали культурные и языковые отличия, израильтяне и самаряне не находились в дружбе друг с другом.

Встреча у колодца

Поэтому, когда Христос, утрудившись от длительного перехода по жаре – был полдень, присел у колодца Иакова, и попросил находившуюся там местную жительницу зачерпнуть Ему воды, самаритянка удивилась: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?», ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются – этот комментарий к диалогу дает уже Иоанн Богослов, который находился рядом с Учителем.

Христос, Который пришел для спасения всех людей, конечно же, не принимал во внимание разделение между народами, для Бога главная ценность в человеке заключается не в его национальной или какой-то личной исключительности, но в открытости сердца.

Христос, видящий сущность каждого человека («Сам знал, что в человеке»), предвидел, как Его слово отзовется в жизни самаритянки, поэтому и завел с ней разговор. И уже первые слова поразили женщину, чужеземец, видевший ее первый раз, вдруг точно указал на ее семейную жизнь и положение: «… У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Что случилось с мужьями?

Евангелист Иоанн не разъясняет, почему самаритянка пять, даже шесть раз была замужем. Либо она несколько раз выходила замуж после развода, либо она становилась вдовой. В одной из книг Ветхого Завета – книге Товита упоминается о таком случае, девушка по имени Сарра семь раз выходила замуж, но в первую же ночь демон, который ее любил, убивал мужей, прежде чем они прикасались к ней.

Вряд ли мужей самарянки умерщвлял демон, если он и действовал, то другим способом – внушал мужьям этой женщины давать ей развод. Против института семьи, как богоустановленного учреждения, бесы ведут непримиримую войну испокон века.

Христос – источник воды живой

Христос, обращаясь к самарянке, называет Себя источником воды живой. Для жителей засушливой Палестины, когда на счету каждый водный источник, когда вода ценится на вес золота, такое сравнение могло быть понятным.

Кто впитал в себя христианское учением и стяжал божественную благодать, тот уже никогда не почувствует духовной жажды. Христиане знают об этом, получив обновление жизни в водах крещения, они навсегда остаются у источника жизни – Христа.

И самарянка Фотина, ее имя сохранило церковное предание, стала именно таким человеком, который после первой встречи не отошел от Христа, но стал верным последователем. Фотина сразу же пошла в свой город и объявила об Иисусе как Мессии. Таким образом, самарянка стала одной из первых, кто свидетельствовал людям о Мессии. Самаритяне, хоть и не включали пророческих книг в состав своего Писания, но также как и иудеи, ждали Мессию. О Его пришествии возвещали уже книги Моисея – Тора.

В Самарии Христос провел два дня, проведуя самарянам новое учение.

Мученическая смерть

Церковное предание и житие святой Фотины Самарянки говорят, что свое свидетельство о Христе она продолжала до конца своих дней. Как и другая, обращенная Христом женщина, о которой говорится в Евангелии – Мария Магдалина, Фотина проповедовала в Риме, где и претерпела мученическую смерть в правление императора Нерона.

Практически все ближайшие последователи Христа приняли мученическую смерть, она стала для них входом в вечность: «вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Константинополь – самый прекрасный город на свете Далее в рубрике Константинополь – самый прекрасный город на светеСтроительство Константинополя началось в 324 году, 11 мая 330 года город был освящен Читайте в рубрике Донецк. Преддверие новой Победы.Столица Донбасса с размахом отметила 72-ю годовщину русской Победы в Великой Отечественной войне. Донецк. Преддверие новой Победы.
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!