Римский епископ, проповедовавший в Крыму
2 мин чтения
Бернардино Фунгаи «Мученичество святого Климента», ок. 1480

Бернардино Фунгаи «Мученичество святого Климента», ок. 1480

Епископ Климент является единственным предстоятелем Римской Церкви, который проповедовал в пределах современной России и который здесь окончил свои дни

Благую весть народы, населявшие Северное Причерноморье, услышали уже в I веке, здесь проповедовал апостол Андрей во время скифской миссии. Первозванный апостол побывал в городах Боспорского царства, раскинувшегося на Таманском полуострове и в Крыму, и по Днепру дошел до места, где в будущем воссияет Киев – «мать городов русских», и предрек славу Русской Церкви.

В то самое время, когда Андрей проповедовал скифам, его родной брат Петр обратил в христианство Климента, происходившего из знатной римской фамилии. Климент был известен и другим апостолам, о нем упоминает апостол Павел в Послании к филиппийцам. Климент был посвящен в епископский сан и стал одним из преемников первоверховного апостола на Римской кафедре.

Римскую Церковь он возглавлял в течение десяти лет, с 89 по 99 годы, и подобно своему учителю апостолу Петру прославился как харизматичный миссионер. Благодаря его проповеди римляне массово отказывались от ложных языческих верований и принимали крещение. Только в канун одной Пасхи, по традиции в этот день Церковь принимает новых членов, он крестил свыше 400 человек. Климент наставлял в христианской вере не только римских христиан, известно два его послания христианской общине Коринфа.

Во время очередного витка антихристианских репрессий епископ Климент был отправлен в ссылку в далекий Херсонес Таврический, который находился в орбите влияния Римский империи. Муж апостольский и преемник апостольской власти был осужден на каторжные работы в каменоломнях, которые отождествляют с Инкерманскими каменоломнями. Среди осужденных находилось около двух тысяч христиан, сосланных сюда со всех концов Римской империи. Для них Климент стал настоящим отцом, утешавшим в скорбных обстоятельствах жизни.

В месте, где проживали осужденные, не доставало пресной воды (ее запасы на полуострове довольно ограничены), и по молитве Климента забил источник воды. Слух о духовной силе епископа распространялся среди местных жителей, и многие, движимые любопытством, приходили узнать об источнике этой силы. В свои дома они возвращались уже христианами – епископ Климент не оставлял главных обязанностей проповедовать слово Божие.

Массовый          переход местного населения обеспокоил власти, и они решили убрать духовного лидера христианской общины Херсонеса. Римские власти считали христиан политически неблагонадежными гражданами, т.к. они отказывались проявлять лояльность к императору, которая определялась через участие в культе языческих богов.

Язычники, имея большой опыт казни последователей Христа, понимали, что христиане мученическую смерть воспринимали как победу. Чтобы лишить епископа Климента мученического ореола и славы, они решили казнь совершить ночью, вдали от свидетелей. 25 ноября (юлианского календаря) 101 года епископа на лодке вывезли в открытое море, привязали к якорю и кинули в воду.

Однако Господь открыл христианам место его кончины, море отступило, и его ученики смогли увидеть тело священномученика. Как повествует житие святого Климента, такое чудо продолжалось несколько веков, ежегодно, в день его кончины море отступало, и верующие имели возможность поклониться мощам святого Климента.

Обретение мощей Климента Римского близ Херсонеса. Миниатюра из Менология императора Василия II. XI в.

В IX веке, во время Хазарской миссии, путь которой проходил через Крым, Константин Философ – Кирилл, учитель славян, чудесным образом обрел нетленное тело святого Климента и часть святых мощей в 868 году перенес в Рим, где они было торжественно встречены папой Адрианом II и римским духовенством.

Принесение Кириллом мощей ученика апостола Петра в какой-то степени повлияло на признание Римским престолом возможности совершать богослужение на славянском языке. Папа Адриан II поддержал славянскую миссию Кирилла и Мефодия, а Мефодия вскоре посвятил в епископа Моравского и Паннонского.

Удивительна эта связь между Климентом и Кириллом, Крымом, Римом и всем славянскими странами. Она говорит о поистине вселенском и универсальном характере христианства. 

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Александр Невский – ключевая фигура русской истории Далее в рубрике Александр Невский – ключевая фигура русской историиВеликий князь Александр Ярославич сумел сохранить Русь в переломную эпоху Читайте в рубрике Конец Шекспировским страстямМосквичи попрощались с поездом «Шекспировские страсти»   Конец Шекспировским страстям

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»