Новости – Религия
Религия
Праздник Преображения – начало русской осени
Сегодня православные отмечают праздник Преображения Господня
19 августа, 2018 00:00
4 мин
Красивый церковный праздник Преображения Господня, воспетый святыми отцами, церковными проповедниками и поэтами Серебряного века, является одним из самых любимых русским народом. В этот день, как и в другие два августовских праздника, в Медовый и Ореховый Спас, в храмы приносятся начатки урожая – яблоки, груши и виноград, что говорит о завершении лета и начале осени. Над произрастаниями земли священник читает молитву и просит Бога освятить эти плоды. Этот обряд перекликается с библейской историей, произошедшей на заре человеческой истории.
Некогда первые люди, нарушив заповедь Божию, сорвали плод познания добра и зла, а теперь их потомки приносят Богу такие же плоды, но уже не райские яблочки, а выведенные с помощью научного знания, селекционные «Антоновку», «Бельфлер-китайку», «Восковое» и многие другие. Это говорит о том, что время, прошедшее с момента изгнания из рая люди не потратили даром, но провели его в трудах. Приношение Богу начатков урожая имеет давнюю традицию, но в данном случае этот вопрос вторичен, главный смысл праздника в другом, в возможности духовного преображения человека.
Истоки праздника
Об этом событии повествуют евангелисты Марк, Лука и Матфей: Иисус Христос, любивший молиться в уединённых местах, в этот раз таким местом выбрал гору Фавор, что близ Назарета. Подходила к концу земная миссия Спасителя, вскоре Ему надлежало идти в Иерусалим на крестные страдания и смерть. Поэтому, Он, взяв с собой на гору трёх наиболее верных и преданных учеников, Петра, Андрея и Иоанна, поднялся с ними на гору. Пока Учитель молился, апостолы утомились и задремали, утомившись от дневного пути, а когда открыли глаза, увидели рядом с Христом двух мужчин.
Евангелие прямо называет их имена – это пророки Моисей и Илия – самые значимые фигуры Ветхого Завета. Первый вывел из египетского рабства евреев и заложил основы религиозных и общественных законов еврейского народа. Второй был самым ревностным исполнителем воли Божией и бесстрашно выступал против царской власти, пытавшейся установить в Израиле культы языческих богов. И тот и другой во время своей земной жизни были одними из немногих людей, которые удостоились видеть славу Божию. Теперь же они стояли и беседовали непосредственно с Тем, о Ком говорили все священные книги евреев. В этот день произошла ещё одна знаменательная встреча Ветхого и Нового Заветов. Между тем, присутствие на Фаворе усопшего Моисея и Илии, который не умер, но был живым взят на небо, говорит о том, что Христос есть истинный Бог и «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землею».
Ученики, бывшие свидетелями многих чудес, совершенных Спасителем, изумились, увидев представителей других «миров». Но ещё больше поразились, когда на их глазах Христос изменился:
«…И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Они видели Учителя, ходящим по воде, видели, как Он воскрешает мёртвых, претворяет воду в вино и умножает хлебы, но произошедшее на Фаворе произвело на них сильное, страшное, а вместе с тем радостное впечатление. Пётр сказал: «хорошо нам здесь быть», и выразил желание навсегда остаться на Фаворе и поставить прямо на горе три шалаша. В этом момент набежало облачко, и апостолы услышали с неба глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».
Безусловно, Преображение является знаменательной вехой земного служения Христа, с горы Преображения Его путь лежал на Голгофу.
Значение праздника
Вместе с апостолом Петром слова «хорошо нам здесь быть» может произнести любой христианин, вкусивший и ощутивший божественную благодать. Поиск этой благодати толкал людей в такие же уединённые места: горы и леса, степи и пустыни, где они основывали скиты и монастыри. Недаром на Руси, покровителем который считается фаворский участник Андрей Первозванный, всегда было так много обителей. Фаворский свет, виденный апостолами, можно увидеть и стяжать уже в этой жизни. И даже наш небольшой опыт церковной и духовной жизни ясно показывает, что человек уже здесь на земле переходит от тьмы к свету. И этот восхождение к Богу, как учит Церковь, не имеет границ, оно будет продолжено уже в новом эоне, после изменения всего мироздания.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости