Новости – Религия
Религия
Патриарх Никифор против императора-еретика Льва Армянина
Святитель Никифор был не только пламенным борцом с ересью иконоборцев, но и историком-хронистом, его Хронограф имеет особое значение для русской исторической науки
15 июня, 2018 17:00
4 мин
Заключённый в 313 году союз Церкви и государства, был далёк от того идеала, каким он должен быть в представлении законодателей: авторов церковных канонов и государственных законов. В своей совокупности церковно-государственные отношения Византии назывались симфонией, что подразумевает слаженность взаимодействия двух главных начал – священства и царства, но не всегда духовные скрепы ложились ровно, перекосы были довольно частым явлением, и нередко приводили к трагедиям и человеческим жертвам.
В некоторые периоды византийской истории казалось, что союзническим отношениям пришёл конец и симфонию впору переименовывать в какофонию. Особенно тяжёлым в отношениях Церкви и империи был иконоборческий период, состоявший из двух этапов, с 730 по 787 годы и с 814 по 842 годы, в общей сложности он продолжался 85 лет.
На протяжении всей истории Византию лихорадило от ересей, которые подобно пандемии не делали различия в социальном статусе человека и заражали все слои общества, но в VIII веке впервые на крючок лукавого попались сразу несколько императоров. Высоким положением и административным ресурсом, они пытались не просто запретить почитание икон, но и богословски обосновать этот запрет. Своей деятельностью василевсы вносили разлад среди духовенства и мирян. Часть иерархи, не желавшей потерять статусное положение, принимало сторону императора, миряне во многих случаях оказывались лучше пастырей и предпочитали лишения, ссылки и мучения, чем принять еретические измышления и отречься хотя бы от одного пункта символа веры.
Никифор – 80-й патриарх Константинопольской Церкви
Таким человеком был отец будущего святителя Никифора, он служил императорским секретарём, и свои дни окончил в ссылке, куда его отправил император Константин V Копроним. Никифор в первый период своей жизни также являлся придворным чиновником, известно, что он принимал участие в деятельности VII Вселенского собора, который стал пусть и не окончательной, но важной победой иконопочитателей. Позже Никифор удалился в Мидийкийский монастырь, и как ревностный защитник православия в 806 году был возведён на патриарший престол.
Здесь ему пришлось столкнуться с новым витком иконоборчества, реанимированного еретиками и их главой императором Львом V, происходившим из знатного армянского рода, поэтому в историю он вошёл как Лев Армянин. Придворная партия, выдвинувшая Льва претендентом на престол, рассматривала свою креатуру как новую инкарнацию злостного императора-иконоборца Константина Копронима, и он оправдал доверие.
Вновь начались гонение на иконы, вновь солдаты бросали камнями в святые образа. Новый император, несмотря на все богословские доводы и архипастырские увещевания Никифора продолжил иконоборческую политику, а патриарха, отказавшегося выполнять его указы, «снял» с должности, и в 815 году отправил в ссылку в монастырь святого Феодора на берегу Босфора. Позже изгнанный патриарх был переведён на остров Проконнис в Мраморном море, где и окончил дни своей жизни 2 (15) июня 828 года.
Патриарх Никифор направляет императору Михаилу II прошение о восстановлении иконопочитания (миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы)
Труды святого Никифора и русская историческая наука
13 лет провёл святитель Никифор в ссылке, здесь он продолжил аскетические подвиги и занятия наукой. Кроме нескольких богословских трактатов апологетического значения, он известен как автор исторических трудов – Краткой истории со времени после правления Маврикия и Хронографа. Последний интересен тем, что стал отправной точкой летоисчисления Повести временных лет, написанной преподобным Нестором Летописцем.
Перевод Хронографа с греческого на славянский язык был осуществлён в конце IX – начале X веков, и попала к нам в составе различных литературных сборников. На Руси Хронограф святого Никифора был известен под названием «Летописец вскоре». Следы его влияния кроме Повести Временных лет можно обнаружить в сочинении XII века «Вопрошание» Кирика Новгородца и в Повести о житии Александра Невского.
Таким образом, Русь приняла от Византии не только православную веру и сокровища богословской мысли, но и принципы построения исторических хроник.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости