Патриарх Никифор против императора-еретика Льва Армянина
Патриарх Никифор против императора-еретика Льва Армянина

Святитель Никифор был не только пламенным борцом с ересью иконоборцев, но и историком-хронистом, его Хронограф имеет особое значение для русской исторической науки

Заключённый в 313 году союз Церкви и государства, был далёк от того идеала, каким он должен быть в представлении законодателей: авторов церковных канонов и государственных законов. В своей совокупности церковно-государственные отношения Византии назывались симфонией, что подразумевает слаженность взаимодействия двух главных начал – священства и царства, но не всегда духовные скрепы ложились ровно, перекосы были довольно частым явлением, и нередко приводили к трагедиям и человеческим жертвам.

В некоторые периоды византийской истории казалось, что союзническим отношениям пришёл конец и симфонию впору переименовывать в какофонию. Особенно тяжёлым в отношениях Церкви и империи был иконоборческий период, состоявший из двух этапов, с 730 по 787 годы и с 814 по 842 годы, в общей сложности он продолжался 85 лет.

На протяжении всей истории Византию лихорадило от ересей, которые подобно пандемии не делали различия в социальном статусе человека и заражали все слои общества, но в VIII веке впервые на крючок лукавого попались сразу несколько императоров. Высоким положением и административным ресурсом, они пытались не просто запретить почитание икон, но и богословски обосновать этот запрет. Своей деятельностью василевсы вносили разлад среди духовенства и мирян. Часть иерархи, не желавшей потерять статусное положение, принимало сторону императора, миряне во многих случаях оказывались лучше пастырей и предпочитали лишения, ссылки и мучения, чем принять еретические измышления и отречься хотя бы от одного пункта символа веры.

Никифор – 80-й патриарх Константинопольской Церкви

Таким человеком был отец будущего святителя Никифора, он служил императорским секретарём, и свои дни окончил в ссылке, куда его отправил император Константин V Копроним. Никифор в первый период своей жизни также являлся придворным чиновником, известно, что он принимал участие в деятельности VII Вселенского собора, который стал пусть и не окончательной, но важной победой иконопочитателей. Позже Никифор удалился в Мидийкийский монастырь, и как ревностный защитник православия в 806 году был возведён на патриарший престол.

Здесь ему пришлось столкнуться с новым витком иконоборчества, реанимированного еретиками и их главой императором Львом V, происходившим из знатного армянского рода, поэтому в историю он вошёл как Лев Армянин. Придворная партия, выдвинувшая Льва претендентом на престол, рассматривала свою креатуру как новую инкарнацию злостного императора-иконоборца Константина Копронима, и он оправдал доверие.

Вновь начались гонение на иконы, вновь солдаты бросали камнями в святые образа. Новый император, несмотря на все богословские доводы и архипастырские увещевания Никифора продолжил иконоборческую политику, а патриарха, отказавшегося выполнять его указы, «снял» с должности, и в 815 году отправил в ссылку в монастырь святого Феодора на берегу Босфора. Позже изгнанный патриарх был переведён на остров Проконнис в Мраморном море, где и окончил дни своей жизни 2 (15) июня 828 года.

Патриарх Никифор направляет императору Михаилу II прошение о восстановлении иконопочитания (миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы)

Труды святого Никифора и русская историческая наука

13 лет провёл святитель Никифор в ссылке, здесь он продолжил аскетические подвиги и занятия наукой. Кроме нескольких богословских трактатов апологетического значения, он известен как автор исторических трудов – Краткой истории со времени после правления Маврикия и Хронографа. Последний интересен тем, что стал отправной точкой летоисчисления Повести временных лет, написанной преподобным Нестором Летописцем.

Перевод Хронографа с греческого на славянский язык был осуществлён в конце IX – начале X веков, и попала к нам в составе различных литературных сборников. На Руси Хронограф святого Никифора был известен под названием «Летописец вскоре». Следы его влияния кроме Повести Временных лет можно обнаружить в сочинении XII века «Вопрошание» Кирика Новгородца и в Повести о житии Александра Невского.

Таким образом, Русь приняла от Византии не только православную веру и сокровища богословской мысли, но и принципы построения исторических хроник.

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»