Новости – Религия
Религия
Изгнание из рая. Как это было
Джованни ди Паоло «Изгнание из рая», 1445
В последнее воскресение перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание из рая первых людей
17 февраля, 2018 20:00
4 мин
Церковь в своем движении устремлена не только вперед, в будущее, в вечность. Она бережно хранит память о важнейших событиях, имевших отношение к истории нашего спасения, а необходимость в спасении возникла после одного катастрофического события – грехопадения Адама и Евы.
О нем довольно кратко повествует книга Бытия, для Адама и Евы Бог создал Эдемский, т.е. райский сад, в котором были уникальные условия для жизни. Человек, как венец творения, был обязан хранить и возделывать его, никаких ограничений для творчества Богом поставлено не было. Мы видим, как человек, прозревающий самую суть вещей, дает имена животным, и Бог не вмешивается в этот важный процесс.
Для человека было определено лишь одно условие – не вкушать плоды с древа познания добра и зла. Это был не просто запрет, четко обозначались последствия его нарушения: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
И человек, не смотря на грозное предупреждение, нарушил этот единственный запрет. Он предпочел тварное духовному росту и материальное Богу. Сначала Ева, послушав соблазнительную речь змия, прельстилась мыслью «быть как боги», затем и Адам, соблазненный уже женой, вкусил запретный плод.
Однако смерть не наступила мгновенно, Создатель пытался понять логику действий человека, но вместо признания вины, получил упрек со стороны Адама: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».
Человек, находящийся в прямом смысле в райских условиях, не знавший, что такое болезнь и смертность, не знавший, что такое голод и холод, повел себя неблагодарно, обвинив Создателя в собственном преступлении.
Наказание последовало в соответствии с предостережением: люди были изгнаны из рая и стали смертными. Потенциальное бессмертие было потеряно, первородный грех стал вечным спутником человека.
«Мы стали отпрыском помраченного рода», - говорит святой Макарий Египетский. Зло, могущее существовать лишь в человеческой воле, получило настоящую силу, и царство зла стало реальностью.
Все творение в силу единства мироздания оказалось подверженным смерти и тлению. Трансформация произошла в животном и растительном мирах: «Волчцы и терния произрастит тебе земля».
Уровень этой катастрофы был не меньше, чем при отпадении от Бога трети ангелов во главе с денницей. Теперь весь космос приобрел зловещие черты.
Картина художника Пьера Жана Ван дер Оудераа
Картина художника Пьера Жана Ван дер Оудераа
Довольно сложно сказать, как бы развивалась жизнь первых людей в случае соблюдения наставлений. Божественный план предполагал размножение человеческого рода, и если допустить, что сбой в программе произошел бы в третьем поколении, каким образом разворачивались бы события? Человечество пришлось бы делить на два лагеря с отдельными локациями?
Теология не дает ответ на этот вопрос, по словам Владимира Лосского «богословие Восточной Церкви глубоко сотериологично», т.е. рассматривает историю человечества лишь в контексте случившегося, без внесения альтернативных теорий, которые было бы уместно создавать гностикам.
Вместо этого христианские учение говорит о том плане спасения, который предусмотрел Бог. Обетование о скором избавлении от страданий содержатся уже в последней «райской» речи Бога. Указывая, что отныне человек становится объектом непримиримой борьбы между светом и тьмой, Бог дает обетование Мессии.
Адаму не удалось победить змия-искусителя, и лишь Второй Адам, т.е. Христос, преодолев искушения древнего змия, упразднит его власть над людьми, а в финале человеческой истории окончательно уничтожит зло.
Мы, как потомки Адама, несем в себе печать повреждения и сбой в программе, произошедший у первого человека. Но нам же принадлежит обетование о возвращении в потерянный рай, который будет иметь совершенно иной, более высокий статус, чем имел его рай первозданный.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости