Религия
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Религия
Религия

Неделя о самарянке

Как одна грешница уверовала в Христа, а затем стала мученицей

Владимир Лактанов
3 мин

«Женщина у колодца» («Христос и Самарянка»). Художник — Карл Блох

В пятую неделю по Пасхе Православная церковь вспоминает евангельскую историю о беседе Христа с самарянкой, женщиной родственного с иудеями племени. Это история о том, как случайная встреча изменила жизнь грешницы и сделала ее святой. На этом примере Церковь учит: любая заблудшая душа возродится к жизни, прикоснувшись к ее источнику — Христу.
Евангелие
Эпизод встречи Христа с самарянкой описан в Евангелии от Иоанна. Дело было близ города Сихарь. В этой местности жил народ, возникший в результате этнического смешения евреев и переселенцев из разных областей, он и получил название самарян. Самаряне привнесли в веру иудеев языческое начало, из-за чего между двумя родственными народами возникли религиозные противоречия. В итоге их связи, несмотря на территориальную близость и кровное родство, были напряженными: обе стороны предостерегали своих соплеменников от контактов с соседями.
Евангелист Иоанн сообщает: Иисус остановился передохнуть у небольшого источника, в то время как Его ученики отлучились в город за провизией. Вскоре подошла женщина из самарян, чтобы набрать воды. Христос попросил дать ему испить. Женщина удивилась: «Как же ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо не имеют иудеи общения с самарянами». Христос ответил ей, что, если бы женщина знала, с кем говорит, то она сама просила бы Его, и Он дал бы ей воду живую. Женщина, не поняв смысл сказанного, снова удивилась: откуда у этого человека живая вода? Да и как Он мог дать ей воды, если Ему даже зачерпнуть нечем?
«Всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную», — произнес Спаситель. Говорил он, конечно же, не о простой воде.
«Не о той, в которой нуждается тело наше, в которой нуждается все живое, не о той, без которой все засыхает, все умирает, без которой все пустыни остаются бесплодными. Он говорил о той воде, о которой не помышляла самарянка, которая была ей совершенно неведома. Он говорил о воде, текущей в жизнь вечную», — писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Но самарянка вновь не поняла, о чем говорил ей Спаситель: «Дай мне этой воды, чтобы не жаждать и не приходить сюда черпать».
Иисус согласился, но сперва попросил женщину привести к источнику ее мужа. «Нет мужа у меня», — ответила та. «Хорошо ты сказала, ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж», — сказал ей Христос.
Женщина удивилась Его словам и признала: «Господи! Вижу, что Ты пророк». Она спросила Христа, как быть с различиями самарян и иудеев в вере, ведь «отцы поклонялись Богу здесь, на этой горе. А вы, иудеи, говорите, что это место может быть только в Иерусалиме». Христос ответил, что придет время, когда Богу-Отцу вскоре будут поклоняться повсеместно, и добавил: «Вы, самаряне, не знаете, чему кланяетесь».
«Знаю, — ответила женщина. — Когда придет Мессия, то все возвестит нам». Тогда Спаситель признался ей, что Он и есть Мессия. Возрадовавшись, женщина пошла, чтобы возвестить остальным: «Пойдите, посмотрите Человека… не Он ли Христос?»
Евангелист пишет: по слову женщины многие самаряне уверовали и пришли к Иисусу, и просили Его остаться с ними на два дня. «И еще большее число уверовали… А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».
Колодец жизни
Иоанн Златоуст так объяснял смысл притчи с самарянкой: она не видела Христа воскресшим из мертвых, не видела его победы над смертью и не видела моря, укрощаемого по Его слову. Но при этом она уверовала в Него всего лишь после краткой беседы. В этом, заключает Златоуст, ее проповедь среди самарян превосходит даже проповедь апостолов, которые были свидетелями всех чудес Христа.
«Взирая на ее веру, можно лишь восхвалить ее — бедную и вместе богатую, блудницу и апостола, погибшую и верную, имевшую многих мужей и получившую много сил, оскверненную и очищенную, возжаждавшую и возжелавшую живой воды и унаследовавшую благодать небесных источников», — писал Златоуст. Вера самарянки должна быть примером для всех нас — искренняя и чистая, она не требовала доказательств и стала тем путем, который привел грешницу к спасению. Этот же путь способен привести к спасению и нас, заключал Златоуст.
Житие
В Православной традиции самарянка, с которой Христос беседовал у колодца, именуется Фотиной Самарянкой либо же Фотинией Самаряныней. Святитель Димитрий Ростовский пишет: при римском императоре Нероне на христиан обрушились жестокие гонения. Самарянка Фотина к тому моменту проживала в Карфагене и проповедовала Евангелие. У нее было два сына, которым мать передала веру в Христа: Виктор и Иосия. По преданию, в один из дней Спаситель явился к ней и предрек ей страдания от рук императора. Фотина сама вызвалась на мученическую смерть: вместе с сыновьями и множеством других христиан она отправилась в самый центр гонений — в Рим, чтобы там проповедовать Евангелие перед Нероном.
Император пытался убедить Фотину и ее сыновей отречься от Христа, однако они отказались. Тогда Нерон приговорил их к страшным мучениям. Димитрий Ростовский пишет: христиан рубили топорами, но они не ощущали никакой боли и оставались невредимыми. Мучители же, наоборот, пали от изнеможения. Тогда сыновей Фотины заточили в темницу, а саму женщину заперли в одной из комнат императорского дворца. За три года, проведенных в заточении, самарянке удалось обратить ко Христу дочь императора, которой поручили присматривать за пленницей, и сто ее рабынь, сообщает предание. В тюрьме, где содержались ее сыновья, тоже творились чудеса: тот тюремный народ, что был еще не крещен, приходил и принимал Крещение от них, и скоро все узники уверовали во Христа.
Узнав об этом, император ужаснулся и повелел тотчас казнить всех. Перед смертью, при большом стечении людей, пришедших посмотреть на казнь, Фотина в последний раз исповедала свою веру. «Нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! — сказала она Нерону. — Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?»
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин