Христианство — это не запрещённая религия
Рафаэль

Рафаэль "Видение святого Креста", 1520-1524. Ватикан. Зал Константина

Миланский эдикт Константина Великого, легализовавший христианскую веру и установивший религиозный паритет, принадлежит к числу важнейших событий мировой истории

Христианскую веру наряду с римской государственностью и греческой культурой историк Георгий Острогорский назвал одним из главных факторов развития Византии. Отсутствие любого из этих трёх столпов делало бы сущность Византии немыслимой. Христианство на долгие столетия стало базовым элементом не только Византийской империи, но и всей европейской цивилизации, и совершенно невозможно представить историю Европы без христианской религии. В первые два века свою миссию Церковь выполняла, преодолевая мощное противодействие со стороны светских властей, а обращение в христианство отдельных правителей, наоборот, создавало благоприятные условия для распространения Благой вести. 

Такую картину мы наблюдаем в отдельных странах, например Армении, принявшей христианство во II веке. Процесс христианизации Европы значительно усилился после того, как под своё покровительство Церковь взял император Рима Константин Великий. Неудивительно, ведь самодержец самой могущественной империи мира не только устанавливал  законы для народов своей империи, но и являлся ориентиром для правителей сопредельных государств.

Перелом в отношениях империи и Церкви произошел совершенно неожиданно, т.к., начиная с Нерона, все институты государственной власти по отношению к христианству были настроены крайне враждебно. Два века христианская религия была запрещённой, а последователи Христа подвергались самым страшным репрессиям, вплоть до смертной казни.

Поэтому те перемены, которые принёс Константин Великий, выглядят поистине удивительными. Само его появление на большой политической арене и победа над узурпатором Максенцием сопровождались необыкновенными явлениями. Накануне битвы у Мульвийского моста он внял божественному гласу, велел начертать на щитах своих легионеров монограмму имени Христа, под этим знаком 28 октября 312 года одержал победу над превосходящими силами противника и совершил торжественный въезд в Рим.

Очевидно, что Провидение было на стороне Константина, и он воздал ему благодарностью. После торжественного въезда в Вечный город император-победитель не стал посещать главного римского храма — Капитолия, посвященного Юпитеру, Минерве и Юноне, что означало поворот в религиозной политике Рима. А спустя несколько месяцев во время миланской встречи с Лицинием, управлявшим восточной частью империи, Константин издал знаменитый Миланский эдикт. Он был посвящён вопросу о статусе Церкви.

Первая попытка изменить положение христиан была предпринята со стороны государственной власти в 311 году Галерием, увидевшим крах своей репрессивной до этого политики. Однако на деле указ не исполнялся, и первым, кто действительно легализовал христианство, стал именно Константин. И хотя текст Миланского эдикта до наших дней не дошёл, сохранилась его форма — Никомидийский эдикт, изданный 13 июня 313 года. Исследователи называют его «аутентичной формой медиоланских соглашений Константина и Лициния».

Илья Бердников, профессор канонического права:

«Миланский эдикт положил конец гонениям на христиан в Римской империи и дал им полную свободу исповедания своей веры. Он был осуществлением желаний христиан, победным трофеем их трёхвековой борьбы за свободу веры. Со стороны римского государства он был торжественным подтверждением нового принципа об отношении религии к государству…»

Эдикт, начинающийся словами «считая, что свобода религии не должна быть ущемлена», даровал возможность каждому человеку исповедовать ту веру, которую он считает нужным. Христианство вводилось в законодательное поле и переставало быть запрещённой религией. Христианство не объявлялось государственной религией, но становилось в один ряд с другими верованиями, сегодня подобный закон назвали бы толерантным. Официальной религией Римской империи христианство станет позже, при императоре Феодосии.

Константин не ограничился изданием одного Миланского эдикта — как император, взявший под защиту Церковь, он принял ряд законов, направленных на поддержку христианства, среди них возвращение отнятых в годы гонений мест церковных собраний. Как глубоко верующий человек, он болезненно реагировал на различные нестроения в Церкви и пытался мирно регулировать церковные конфликты. Испытывающий неприязнь к языческому Риму, он перенёс столицу империи на берега Босфора, ставшего очень быстро духовным центром всей Европы, из Нового Рима отправлялись миссионеры во все уголки Европы. Но именно миланский эдикт, определивший вектор религиозной политики Византии, стал истоком всей христианской европейской цивилизации.

День Святой Троицы – праздник высшей любви Далее в рубрике День Святой Троицы – праздник высшей любвиЖизнь Святой Троицы должна стать социальной программой человечества

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»