Храм на драме
Храм на драме

«Ельцин-центр» не вынесет соседства с храмом Божьим. О противниках возрождения храма в Екатеринбурге

Давненько не знавал Екатеринбург столь масштабной драмы. Вечером 13 мая схлестнулись в ожесточённом бою сторонники и противники строительства церкви святой Екатерины. Которую решили построить в сквере рядом с местным драматическим театром.

Хроникёры противостояния пишут, что в ночь на понедельник часть территории, где должно начаться строительство, огородили забором. Вняв призывам в соцсетях выйти на защиту сквера, к вечеру вторника к площадке потянулись горожане. По оценкам местных СМИ, таковых набралось несколько сотен человек – некоторые СМИ указывают цифру в несколько тысяч.

Около 20.00 противникам строительства храма удалось повалить забор, на защиту храма прибыли спортивного вида молодые мужчины, по некоторым данным – представители Академии единоборств и других спортивных организаций города. Началась потасовка, в ход пошёл слезоточивый газ, распылённый кем-то из охранников, полицейские и Росгвардия пытались угомонить противоборствующие стороны и задержали нескольких человек, включая того самого охранника. К утру народ таки разошёлся по домам, на месте ночного побоища остались лишь сотрудники ЧОП да дежурные полицейские патрули.

Как похоже на Торфянку, скажете вы. Ясноликие прогрессисты-протестующие, суровые мускулистые защитники... Но есть одно маленькое, но очень важное отличие: храм хотят не построить, а воссоздать.

Когда-то, в 1723 году, на берегу реки Исеть был возведён первый храм Екатеринбурга – церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Впрочем, тогда города как такового не было, а был промышленный завод-крепость, и давший жизнь будущей столице Урала.

Судьба храму выпала непростая. Он то горел, то разрушался из-за сурового уральского климата, но каждый раз отстраивался заново, пока, наконец, в 1930 году большевики не повелели «закончить слом» Екатерининской церкви. Храм сопротивлялся. С третьей попытки большевики взорвали здание, а то, что от него осталось, разобрали на стройматериалы.

На месте, где стоял первый и главный храм города, новые власти разбили сквер и построили бетонный фонтан. А Екатерининскую площадь, называвшуюся ранее Церковной и Соборной, обозвали площадью Труда.

Если посмотреть внимательно на карту Екатеринбурга, то невооружённым взглядом видно, что площадь Труда и сквер у Театра драмы – не совсем одно и то же, хотя и недалеко друг от друга. Увы: планы воссоздать храм на историческом месте были похоронены в 2010 году, когда прежний губернатор Свердловской области, первым из постсоветских начальников вспомнивший о храме, проиграл своим противникам из городской администрации, сумевшим подключить к своей политической борьбе активистов.

Екатеринбург славится своей гражданской активностью. Но удивительное дело - даже отмену прямых выборов мэра жители города встретили куда спокойнее. Никаких массовых драк, никаких призывов выйти на улицы через соцсети. А тут, казалось бы, восстановление исторической справедливости, маленькая такая декоммунизация, столь сладкая сердцу прогрессивной общественности – и неожиданно бурная реакция...

К слову, экс-мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман не так давно строительство храма святой Екатерины всячески приветствовал. Но на этот раз попытался усидеть сразу на двух стульях – мол, горожан-то я, конечно, понимаю, и целиком и полностью на их стороне, но решить конфликт можно: давайте-ка все вместе сядем за стол переговоров и решим, где и как нам храм построить.

Так постойте, уже почти 9 лет шли споры о том, где же храму быть. На старом месте возвести храм не дали защитники бетонного фонтана. Рассматривался даже дерзкий проект строительства храма на воде, не мешающий никому, который и Ройзман поддерживал, но сразу же нашлись защитники водных гладей. В конечном итоге решили остановиться на проекте строительства на территории сквера у Театра драмы. Причём, по задумке архитекторов, сквер должен был быть обязательно сохранён в качестве общедоступного городского пространства для всяких там городских праздников и фестивалей.

Храм получил и новый облик – его прототипом стал Успенский собор во Владимире. Прошли общественные слушания, нашлись промышленники-меценаты, собравшие деньги на строительство, проведены все необходимые юридические процедуры, получены разрешения, целый год тишины, и вдруг поднялось столь мощное фейсбучное ополчение...  к слову, даже по оценке либеральной Медузы, против строительства храма у театра выступают всего 21% горожан.

Проект храма поддержали такие известные люди, как лидер группы Чайф Владимир Шахрин, лидер группы Наутилус Помпилиус Вячеслав Бутусов, хоккеист Павел Дацюк, актёры Андрей Мерзликин и Сергей Безруков. Уму непостижимо, но на заре конфликта им противостояла в основном интернет-экзальтированная молодёжь – приверженцы шутливой конфессии пастафарианства, выходившие на глумливые молебны в защиту парка с лозунгами «Сквер — наша святыня. Веруем, ибо абсурдно! Спаси и накорми!»

А если посмотреть на карту ещё внимательнее, то совсем рядом, прямо за театром, можно увидеть духовный источник столь яростного сопротивления.

Ельцин-центр.

Против строительства которого выступало огромное количество граждан не только в Екатеринбурге, но и в России.

Стоящий бюджету немыслимых 7 млрд рублей, и ещё 6 млрд (за 2016 год) на обслуживание.

Для сравнения, строительство храма святой Екатерины обойдётся в 3,5 млрд рублей, и это будут средства специального Фонда, учреждённого крупнейшими промышленными предприятиями региона. И из этих же средств будет благоустроена и вся территория сквера.

В чём-то Евгений Ройзман прав: властям, возможно, и правда следовало бы лучше представить проект – так, чтобы его историческая и культурная важность была очевидна вообще всем. Увы, за годы идеологического постсоветского вакуума приходится заново объяснять банальные вещи. К сожалению, не очевидные для многих - но ясные для тех, кто помнит историю своей страны не только за 28-летний отрезок её истории.

Хроника споров вокруг строительства храма за последние годы наглядно демонстрирует: отступать больше нельзя. Попытки договориться с теми, кто выступает против строительства храма, приведут лишь к тому, что это самое строительство будет отменено вовсе. В ход пойдёт абсолютно всё: проект не такой, место не то, храм строят бандиты, экология пострадает, роза ветров нарушится, и тому подобное.

Им вообще не нужен храм. Никакой. Нигде. У них уже есть своя церковь – и имя ей Ельцин-центр.

Правда, непонятно одно: почему духовные последователи разрушителя Советов используют примерно те же экзальтированные методы, что и большевики в начале ХХ века? К чему привела подобная экзальтация в то время – мы помним. Дай Бог, на этот раз случится хэппи-энд, а Екатеринбург обязательно получит долгожданный подарок к своему 300-летию.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос И пингвины сгодятся Далее в рубрике И пингвины сгодятсяУкраинскую полярную станцию хотят отдать в юрисдикцию Православной церкви Читайте в рубрике «Общество» Кто автор диверсии под названием Sukhoi SuperJetПочему был похоронен российский проект ТУ-334 Кто автор диверсии под названием Sukhoi SuperJet

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»