День Святой Троицы – праздник высшей любви
День Святой Троицы – праздник высшей любви

Жизнь Святой Троицы должна стать социальной программой человечества

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон…
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою…

Поэт грусти Сергей Есенин в Троицын день собирался хоронить свою молодость, а между тем для всего человечества этот день связан с обновлением и преображением жизни. В этот день родилась Церковь, миссия которой заключается в наполнении жизни человека высшим смыслом, приобщении его к вечности и бессмертию. Спасение человека было начато Христом и продолжено Святым Духом, в целом эта спасительная миссия является делом всей Святой Троицы. Финальное и полное откровение того, что Бог есть Троица, произошло в день Сошествия Святого Духа на апостолов.

На вере в Троицу основано бытие Церкви и это не просто вера в природное единство и личностное различие в Троице. Это не просто учение, как и любой догмат христианства, он имеет этическую направленность. Святая Троица есть любовь. Отец в вечности отдает Себя Сыну и Духу, Сын – Отцу и Духу, а Дух Святой – Отцу и Сыну. И весь мир призван к тому, чтобы приобщиться этой преизобилующей любви. А потому вера в Троицу для христиан, по сути, должна являться программой устройства Поместной Церкви, епархии и общины.

Первые христиане жили по этой программе. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее», - сообщает книга Деяний святых апостолов. В иерусалимской общине всё имущество было общим, и мы помним, чем закончилась попытка двух членов этой общины сохранить частную собственность - смертью. Для Нового Завета это единственный случай подобного возмездия, впервые и единожды первоверховный апостол Петр одним словом покарал тех, кто попытался изменить жизнь общины, устроенной по образу Святой Троицы.

К сожалению, эта модель внтурицерковных отношений не сохранилась. В некоторой степени она имеется в монастырях, хотя Откровение ясным образом указывает на то, что она должна быть программным для всего христианского общества.

Каким образом богооткровенное знание о том, что Бог есть Троица может быть перенесено на почву человеческих отношений и как человеческим социумом может быть воспринята тринитарная модель, «Русской Планете» рассказал протоиерей Всеволод Чаплин.

Тайна Троицы выше человеческого понимания и попытки привязать ее к каким-то политическим доктринам могут оказаться совсем глупенькими.

Несколько дней назад мы с прихожанами пытались рассуждать на похожую тему, о справедливости, о том, что современному человеку очень сложно понять Бога, Который возлюбил Иакова и возненавидел Исава, Бога, Который ожесточил сердце фараона. Не надо искать у Бога человеческой справедливости, тут точно также – не надо искать у Бога прямых формулировок политических доктрин. Но это не значит, что нам нужно уклоняться от христианского миропонимания, это не значит, что нам не следует устраивать жизнь народа и государства на основе этого миропонимания.

Троица – это тайна любви. Три очень разных Лица находятся в высочайшем, полном и неслиянном единстве, именно потому что скреплены любовью, не одинаковостью, не общностью интересов и не прочей человеческой чушью, а именно любовью. Нам также нужно стараться любить друг друга, помнить о том, что смысл жизни в достижении вечности, не темной вечности, а той, которая будет наполнена общением с Богом.

Если политика, культура, экономика и межчеловеческие отношения уводят нас от Бога и настоящей любви, если они подменяют любовь блудом, грубым телесным или тонким, душевным и духовным, - это противоречит воле Божией. А воля Божия заключается в том, чтобы любить свой народ, любить даже тех, кто сильно от тебя отличается, любить личных врагов. Это есть программа веры и Отечества. Всё это должно быть выработано в общественно значимых формулировках, если говорить языком политики, то это приоритет общего над частным, приоритет духовного над материальным, приоритет высшей миссии над меркантильным. Эти положения мы должны положить в основу нашего будущего общественного устройства. 

Кирилл и Мефодий - святые учителя славян Далее в рубрике Кирилл и Мефодий - святые учителя славянСоздание братьями славянской письменности предопределило цивилизационный путь развития славянских народов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»