Новости – Религия
Религия
День крещения Руси
Крещение Руси. Художник — Алексей Кившенко
28 июля страна вспоминает день, когда она приняла православие
28 июля, 2016 07:00
6 мин
Колокольным перезвоном, который прозвучит более чем в 100 городах России, отметит страна день своего крещения — цивилизационный выбор, сделанный князем Владимиром в 988 году.
В московских храмах колокольный перезвон начнется в полдень. Спустя час эту «эстафету» подхватят пять великих лавр — Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Почаевская, Александро-Невская и Святогорская Успенская. В течение дня к перезвону присоединятся города России, Украины и Белоруссии: день Крещения Руси — общий праздник для этих трех стран, и колокольное благовестие призвано показать их единство и общие корни.
Что празднуем?
Праздник в честь дня Крещения Руси установили относительно недавно — в 2010 году, внеся поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Предложение придать дню выбора веры князем Владимиром статус государственного праздника инициировала Русская православная церковь. По ее мнению, необходимо было юридически закрепить это событие, оказавшее столь сильное влияние на развитие исторического пути России и укрепление ее государственности. Днем праздника в итоге выбрали 28 июля — в этот день Церковь отмечает память равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.
Впрочем, впервые этой дате придали общегосударственное значение более 100 лет назад — в 1888 году, когда праздновали 900-летие Крещения Руси. Большее значение день памяти князя Владимира стал играть в эмигрантской среде. Этот день за границей отмечали под разными названиями: День русской культуры, День русской славы и так далее. А в конце 80-х годов XX века, когда готовились праздновать 1000-летие крещения Руси, этот праздник стал постепенно возвращаться и в Россию.
Выбор веры
Что говорят летописные источники о крещении Руси Владимиром? «Повесть временных лет» свидетельствует: в 986 году у князя Владимира побывали четыре делегации — от болгар-магометан, от латинян из Рима, от хазарских евреев и от греков-византийцев. Все они рассчитывали склонить русского князя к своей вере, презентуя ее преимущества. Из всех делегатов Владимир дольше всего разговаривал с посланцем из Византии, а всех остальных визитеров отверг довольно быстро.
Магометан (мусульман) он спросил: «В чем вера ваша?» И те рассказали князю про обрезание и запрет на вино и свинину. Но за это, сказали они, «даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен» (здесь и далее цитаты из летописи даны в переводе академика Д.С. Лихачева. — РП). Владимир «слушал их всласть — так как и сам любил жен. Но вот что было ему не любо: обрезание и воздержание от свиного мяса. А о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить"».
Римских латинян, явившихся вслед за болгарами, русский князь отослал со словами: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». А иудеев-хазар спросил, где их земля, и, услышав, что Бог рассеял иудеев по разным землям, заключил: «Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».
Византийского посланца, которого летопись называет «философом», Владимир слушал долго и с интересом, но все же окончательного решения о выборе веры так и не принял.
На следующий год (987-й) князь уже сам отправил по разным землям гонцов, чтобы узнать, «кто как Богу служит». Гонцы вернулись, наиболее впечатленные службой в Царьграде (Константинополе): «Не знали где мы — на небе или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой». Тогда-то князь и решил принять крещение по греческому обряду, и бояре поддержали его.
Сказка или быль
Легенды, ходившие о князе во время его жизни и много столетий позже, сильно затруднили работу исследователей нашего времени. Однако важно обратить внимание даже не на то, сколько у Владимира-язычника было наложниц до принятия святого Крещения. Менять жизнь в зрелом возрасте крайне тяжело. И князь Владимир смог. По мнению заведующего кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессора Алексея Светозарского, князь Владимир качественно, принципиально изменил свою жизнь — причем, в отличие от многих европейских правителей, которые принимали христианство из чисто практических соображений, для Владимира этот выбор был нравственным, что видно из всей его дальнейшей жизни.
Архиепископ Филарет (Гумилевский) (XIX век) так резюмировал сказанное в русских летописных текстах: «Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое — не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова. Но все это не доставляло покоя душе — душа искала света и мира».
Как изменилась Русь
Этот выбор стал поворотным моментом в жизни юного государства: византийская вера предопределила все последующее его развитие — от политики и экономики до культуры. В 990 году киевляне услышали почти ультимативный призыв князя: «Аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищ... противен мне да будет».
Многие традиции, распространенные у древних славян, ушли в прошлое, например многоженство, умыкание девиц. Сильно изменилось отношение и к зависимым людям — холопам да крепостным, к юродивым и нищим. В них стали видеть прежде всего человека, такого же грешника, как и все, кто живет под Богом. Если бы Владимир, как утверждают некоторые исследователи, крестил Русь «огнем и мечом», навязывая народу нечто совершенно чуждое, то история христианства на Руси закончилась бы вскоре после его преставления. На самом деле христианство было известно на Руси и до Владимира. Во многих городах уже были отстроены храмы, некоторая часть горожан — пока небольшая, но все же: дружинники, купцы — были христианами. Русь, еще такая молодая и доверчивая, желала обновления — и получила его в качестве государственной религии из рук князя. «Победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю» — так писал о Крещении Руси Лев Гумилев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости