Вконтакте. Национальное достояние
Российский олигарх Алишер Усманов окончательно распрощался с «Вконтакте»: он продал свои доли в VK Group (бывший Mail.ru Group) компании СОГАЗ Юрия Ковальчука и Газпромбанку. А неделей раньше «Газпромбанк» выкупил доли в VK у Сбербанка. Кроме того, было решено перераспределить собственников компании и передать во владение «Газпром медиа холдингу» часть, которой формально владел «Газпромбанк».
Таким образом, управлять социальной сетью - а вместе с ней компанией Mail.ru - будет именно Газпром вместе с СОГАЗ (структура, созданная как страховая «дочка» Газпрома«), а на пост генерального директора VK, как сообщают СМИ, назначили Владимира Кириенко, сына замруководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко.
Что это означает для простых пользователей сети и для рынка? Что будет с соцсетью в будущем и как это повлияет на Рунет?
Токсичный актив
История создания российской социальной сети «Вконтакте» и ее дальнейшая судьба, включая отъезд за границу основателя сети Павла Дурова, кажется «Войной и Миром» по сравнению с историей «социальной сети №1 в мире» Facebook, похожей на детсадовскую сказку: слишком много в истории Вконтакте было сюжетных поворотов и подковерных интриг.
Последнее время соцсетью (как и до определенного времени Mail.ru) владел близкий к Кремлю олигарх Алишер Усманов. Для него контроль над VK был чем-то вроде чемодана без ручки, говорят сведущие в делах бизнесмена источники: больших прибылей соцсеть не приносила. Впрочем, примерно то же самое раньше говорили про еще один актив в портфеле Усманова, издательский дом «КоммерсантЪ»: мол, слишком независимое и своенравное издание, обладающее определенной степенью влияния и при этом плохо управляемое извне. Что для современной российской прессы - редкость и большая роскошь. А вот для владельца - частые головные боли, бессонница и регулярные вызовы «на ковер».
Основной профиль Усманова - металлургия. С продажей всех долей в виртуальном бизнесе он, как говорят источники, полностью сконцентрируется на бизнесе реальном и займется «зеленой» политикой «Металлоинвеста» и «Удоканской меди». Тем более, что в последнее время дела у интернет-холдинга VK (включая бывшую Mail.ru, а еще Самокат и Delivery Club) шли не слишком хорошо именно с точки зрения бизнеса. Будущее - за экосистемами, а держащаяся особняком соцсеть рисковала остаться всего лишь одной из страниц в истории Рунета, причем в прошедшем времени.
«Структура с основным акционером в лице USM почему-то не нравилась рынку и воспринималась им как фактор риска», - рассказал The Bell аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По его оценке, переход компании по факту под контроль государства рынок оценил как преимущество. После сделки акции VK выросли на 6,6%.
Государство идет в виртуал
Рядовые пользователи соцсети отреагировали на новости довольно странно. Мол, и сюда «это ужасное государство лезет» - ведь оно может и должно быть ужасным только тогда, когда речь идет именно о российском государстве, а отчеты Марка Цукерберга перед Конгрессом - «это другое». При том, что Вконтакте вообще-то и раньше контролировался государством - через Сбербанк, где у него давно была доля.
Еще рядовые пользователи опасаются, будто теперь во «вконтактике» будет еще строже цензура, а за каждым третьим постом будет сразу же приходить «товарищ майор». Не совсем понятно, почему те же люди продолжают ходить в «Магнит», контролируемый государственным ВТБ, летают «Аэрофлотом» и карточками того же «Сбера», но да ладно. Тем более, что со стороны VK уже поступили однозначные пояснения: политика компании будет прежней, и она будет независимой.
Почему-то многие думают, что раз государство идет в какую-то сферу - то это обязательно плохо и ужас-ужас. Нет, далеко не всегда это так.
Более того: сам факт того, что государство пришло в цифровую сферу, говорит не об ужесточении контроля (тем более, контроль осуществляют совсем другие структуры), а о выходе на новый рынок, а заодно и выход туда, где находятся граждане этого самого государства - то есть, в виртуал. Это абсолютно естественный шаг.
Теперь из обычной соцсети VK может стать ядром для одной из главных экосистем стран, считают авторы ТГ-канала «Мысли-НеМысли», а участие государства в делах компании становится стабилизирующим фактором. И, к слову, снова о том же рынке, и СОГАЗ, и Газпром-медиа, и сам Владимир Кириенко - весьма успешны с точки зрения именно бизнес-показателей. А для столь крупного цифрового холдинга просто недопустимо быть не эффективным, считают авторы ТГ-канала «Экономика».
Неприятный осадок
На деле все звучит складно и ладно. Тем более, у нас под боком крайне успешная модель Китая, где государство присутствует почти во всех сферах народного хозяйства (так называемый государственный капитализм), и это приводит к потрясающим результатам.
Взять тот же TikTok: китайцам удалось задать глобальный тренд, уловив запрос на короткие видео, и вот уже это соцсеть №1 на планете, и все остальные компании, включая таких мастодонтов, как Цукерберковская Facebook, вынуждена идти у них в фарватере.
Но именно размышления о TikTok наводят на крайне неприятные мысли.
Известно, что государство в Китае, контролируя интернет, следит не только за финансовыми показателями и эффективностью, но и модерирует весь входящий контент.
То есть, внимательно следит за тем, что кладут в головы гражданам Поднебесной извне. А вкладывать туда можно ой как много, начиная от безвредного и заканчивая абсолютно любой деструктивной идеологией.
Это в России в трендах TikTok - сплошь небинарные персоны с известно какой ориентацией, а также прочий треш-контент, включая издевательства над больным родственником с деменцией. В Китае польщователи местного TikTok подобного контента никогда не увидят, у них даже сервера абсолютно разные. Более того - разные базы: тиктокер из Китая просто не сможет открыть в своем приложении ссылку на завирусившееся видео откуда-нибудь из Европы.
Кто-то скажет: да это же цензура! Может, и цензура. Однако когда современные родители удивляются, откуда их дети берут «всю эту дурь» - оттуда и берут. Сегодня через западные мультфильмы и сериалы дети узнают о празднике Хэллоуин и Дне Благодарения - не то что бы это плохие праздники, но о своих собственных при этом молодые поколения не знают ничего, не чувствуют никакой с ними связи. А завтра через те же мультфильмы они будут узнавать о Дне Гордости и о ста тысячах гендеров, и сделать с этим вы ничего не сможете.
В Китае благодаря Великому Фаерволлу, а также контролю за всем поступающим в страну контентом, пристально следит государство и соотносит это не с финансовыми показателями в первую очередь, а с одним тезисом: для нашей страны и для наших традиций такое подходит? И вот уже американский игровой гигант Blizzard переделывает специально для китайского рынка свои игры и полностью убирает из них изображения костей - просто потому, что в китайской культуре так не принято, точка. В то время, как в России через контент (и социальный и игровой) в головы нашим детям можно пропихнуть все, что угодно, включая игру за нацистов во время Великой Отечественной, а заметят это только тогда, когда какой-нибудь парламентарий случайно у своего чада на экране увидит.
Так что за компьютерным контентом, включая самый мощный и важный на сегодня контент в соцсетях, обязательно нужен пригляд со стороны государства. Правда, полезным это будет лишь в том случае, если цели и задачи государства и его народа совпадают.
Потому как если народ заинтересован в одном, а государство волнуют лишь финансовые показатели - ничего не получится. А если вспомнить, что именно из медиа-компаний, принадлежащих Газпром-медиа, на головы россиян в изобилии льется самый токсичный контент в стране - то за будущее VK становится немножечко боязно.
Впрочем, посмотрим.
Подпишитесь на Блог Мир Квестов Владимира Жиганова, на котором множество информации по квестами и перфомансам.