











«Умные» технологии в ритейле — новый путь в ценообразовании

«Цифровые технологии ритейла» (ЦТР) — один из лидеров российского рынка систем искусственного интеллекта в ритейле — масштабирует проект.
Об этом в интервью «Русской планете» заявил генеральный директор ООО «Цифровые технологии ритейла» Михаил Ланцов.
Он также прокомментировал чем чреват для ритейлеров отказ от использования новых технологий.
— Ваша компания активно наращивает количество партнеров не только среди федеральных, но и среди региональных игроков. С чем связано это решение?
— До 2021 года компания развивала системы искусственного интеллекта в ритейле совместно с рядом федеральных игроков. С торговой сетью «Верный» ЦТР сейчас ведет переговоры о масштабировании проекта, который тестировался на нескольких десятках магазинов компании. В портфеле ЦТР — развитие системы динамического ценообразования в региональной сети «Гуливер» в Ульяновске. Наши цифровые ценники можно увидеть на полках магазинов «Магнит» и «Дикси».
— С какими еще компаниями вы планируете развивать сотрудничество в ближайшей перспективе?
— Мы ведем переговоры с рядом региональных компаний. В ближайшее время наша система цифровых ценников и система динамического ценообразования будут запускаться в магазинах красноярской торговой сети ГК «Красный яр» (11 мая стало известно, что ГК «Красный Яр», «Самбери» и ГК «Слата» объединились в новый крупный торговый холдинг «Восточный союз». — Ред.). Мы также ведем переговоры с рядом других игроков в разных регионах России. Например, мы работаем с торговой сетью Hoff — продажа мебели и товаров для дома.
— С чем сегодня связан интерес компаний к теме «умных» технологий в ритейле?
— Еще два года назад спрос на новые технологии в ритейле, связанные с искусственным интеллектом, был нестабилен, так как для рынка этот инструмент был новым и многие не понимали, как работает этот «черный ящик». Сейчас мы и другие компании, работающие на этом рынке, добавили к системе цифровых ценников много аналитических инструментов, которые повысили ее ценность в глазах ритейлеров.
Кроме того, ритейлеры осознали, что система динамического ценообразования — новый путь в ценообразовании, позволяющий повысить эффективность работы офлайн-магазинов.
— Например? Что дает использование цифровых ценников и системы динамического ценообразования ритейлеру?
— Система динамического ценообразования позволяет учитывать большое количество факторов, связанных с каждой конкретной торговой точкой сети: целевую аудиторию, спрос, конкурентную среду вокруг магазина и так далее), и адаптировать цены каждого магазина к тем условиям, в которых он находится, что повышает его эффективность.
Использование системы динамического ценообразования — это приближение офлайн-магазина к инструментарию онлайн торговли. Когда клиент заходит на онлайн-площадку, то сразу понятен его профиль, и продавец может сделать ему персональное ценовое предложение. В офлайне этого пока нет, но использование инфраструктуры электронных ценников дает инструменты для управления вниманием клиентов и их покупками, формирования прогноза спроса на продукты и товары.
— Есть ли у ритейлера возможность монетизации этих сервисов?
— Да, и это позволит компании усиливать свою конкурентную составляющую в закупочной деятельности, при взаимодействии с производителями. Например, создание уникальных шаблонов электронных ценников для проведения промо-акций поставщиков. Мы проводили эксперимент: это решение дало рост продаж в 60% относительно магазинов аналогов только за счет привлечения внимания покупателей. За это магазин может получить с производителя дополнительные деньги.
— Судя по комментариям ритейлеров в интернете, установка системы цифровых ценников в магазине, которые дают доступ к технологиям искусственного интеллекта, — недешевое удовольствие….
— Действительно это так. На рынке есть кейсы, когда федеральные компании вкладывали в такие проекты десятки млн долларов, но не смогли управлять полученным инструментарием и были вынуждены списать эти расходы в убытки.
По нашим расчетам, установка электронных ценников стоит примерно 30 % от стоимости открытия нового магазина, если брать капитальные затраты. Впрочем, реалии российского рынка, в том числе падение платежного спроса населения, внесли свои коррективы во внедрение технологий искусственного интеллекта в офлайн-ритейле. К примеру, наша компания использует систему сервисной модели SaaS (software as a service), предоставляя электронные ценники в аренду и выполняя все работы, связанные с интеграцией, обслуживанием, настройкой аналитики и так далее.
Даже при таком подходе на старте возникают сложности, особенно в компаниях регионального ритейла. В начале пути очень многое зависит от качества исходных данных, которые есть у сети, а их получить очень сложно. Эта информация хранится разрозненно, в разных форматах, возникают проблемы при ее интеграции и так далее, что усложняет процесс.
Все озвученные мною сложности сдерживают многих ритейлеров от использования новых технологий, но, на мой взгляд, это теологический спор. Это общемировой тренд, который постепенно охватывает Россию. В торговых сетях Европы сегодня уже установлены 400 млн цифровых ценников, в Америке — около 1 млрд. Система активно развивается в Китае, так что если мы говорим об эффективном современном магазине, то цифровые технологии должны в нем присутствовать, иначе он уйдет с рынка, так как не выдержит конкуренции.