4500 квестовых комнат работало в России перед самым началом пандемии
Главные вызовы для индустрии квестов
Квесты ушли в онлайн
Тяжелое лето для квест-бизнеса
Что происходит с квестами сейчас?
Заглядывая в будущее
Главные вызовы для индустрии квестов
Главные вызовы для индустрии квестов
Квесты ушли в онлайн
Тяжелое лето для квест-бизнеса
Что происходит с квестами сейчас?
Заглядывая в будущее
Одной из самых пострадавших в пандемию сфер ивент-бизнеса можно смело назвать индустрию квестов. Привычная сфера услуги развлечений - рестораны, бары, кинотеатры и парки - могли рассчитывать на поддержку со стороны властей. А индустрия квестов слишком молодая и не столь масштабная, поэтому максимум, на что могли расчитывать владельцы - на отсрочку арендных платежей.
Спустя два года после начала пандемии можно утверждать: этот необычный бизнес не просто выжил, но и многим этой самой пандемии обязан. Рассказываем, как изменился мир квестов и что его ждет в будущем.
Главные вызовы для индустрии квестов
Когда в марте 2020 года мир накрыл локдаун, бизнесмены - и малые, и средние - схватились за головы. Тогда человечество даже не думало, что ограничения так сильно смогут пошатнуть привычный уклад вещей. Многим казалось: ну, сейчас месяц-другой потерпим, а потом все будет по-прежнему.
Это оказалось не так. Пандемия затянулась, ковидные ограничения то вводили, то ослабляли, а малый бизнес стоял в очереди на кладбище. Но если владельцы тех же ресторанов смогли организоваться и добились от чиновников каких-то мер поддержки, то квест-комнаты - вроде как не товар первой необходимости, и о них никто в высоких кабинетах не думал.
К тому же, рестораны и кафе могли работать хотя бы на вынос, кинотеатры смогли добиться послаблений и спустя какое-то время вновь заработали, пусть и с ограничениями. А квесты были закрыты совсем.
4500 квестовых комнат работало в России перед самым началом пандемии
И что теперь, думали владельцы? Цеплять на голову камеру и подключать посетителей через Zoom?
Квесты ушли в онлайн
Первое время владельцы квест-румов по всей стране (впрочем, и по миру тоже) именно так и выживали.
Работали онлайн-квесты следующим образом: посетители подключались из дома через какую-либо платформу (например, Zoom), а в самой комнате находился в это время сотрудник компании с GoPro на голове, становясь на время аватаром игрока. Он открывал задания и исследовал комнату следуя указаниям гостей. Такой формат аватар-квестов помог квест-бизнесу выжить в самое трудное время: пусть не заработать, но хотя бы сократить часть издержек.
2 млн рублей - столько запросили программисты за разработку онлайн-квеста для екатеринбургской сети "Авантюра". Немного подумав, владельцы отказались, потеряв месяц разработки сценария.
Квесты онлайн стали особенно популярны среди крупных компаний, которые искали любые способы развлечь своих сотрудников, работающих из дома.
Еще одна бизнес-модель, которая оказалась востребованной, это «квесты на удаленке»: некоторые компании разработали специальные наборы для самостоятельной игры дома. Сам набор можно было заказать с доставкой, а далее, следуя инструкциям, спрятать предметы в собственной квартире в тех или иных местах. Такой формат подходил для домашних игр с детьми.
Сильнее всего пострадал столичный рынок квест-комнат. По данным "Гильдии Квестов", 15% квестов закрылось в Москве из-за пандемии.
Наконец, локальные игроки выживали, мимикрируя под ресторанный бизнес. Схема была простой: на некоторых площадках до локдауна работали бары. Владельцы договаривались со службами доставки еды и могли зарабатывать на еде навынос. Суммы, конечно, были копеечные по сравнению с допандемийной выручкой. Но это позволяло выплачивать зарплаты сотрудникам.
Тяжелое лето для квест-бизнеса
Но самые сложные испытания оказались впереди. Даже после ослабления локдауна работать квест-комнатам было по-прежнему нельзя: о ресторанах вспомнили, о кинотеатрах и музеях - вспомнили, а о квест-комнатах снова забыли. В разных регионах ситуация складывалась по-разному, в некоторых городах организаторы квестов вообще не понимали, когда снова смогут работать.
Бизнесмены надеялись если не на восстановление прежнего потока посетителей, то хотя бы на возможность расплатиться с долгами за время простоя. Но даже после того, как квест-комнаты снова открылись, говорить о прежней выручке было нельзя.
Свою лепту внесли ограничения на работу. Каждую комнату перед очередной группой посетителей необходимо было обработать и продезинфицировать, что уменьшало количество игр в день. Владельцы квест-румов могли рассчитывать на помощь от государства на дезинфицирующие средства - в размере 15 тысяч рублей, и во многих случаях это была чуть ли не единственная помощь, не считая выплат индивидуальным предприятиям.
Из-за коронавируса стало сложнее прогнозировать работу. Например, сократилось время брони - если раньше игру бронировали за день-два, то в новых условиях - буквально за несколько часов. Кроме того, сложности возникали, если вдруг у кого-то из участников внезапно подтверждался диагноз COVID, рассказал Ъ Александр Саликов, организатор QuestReality.
Когда кто-то один заболел, отказывается от игры вся команда. Раньше отмены в среднем были два-три раза за неделю, сейчас - 5-10.
При этом ситуация летом 2021 года была даже хуже, чем в 2020. Все дело в том, что в первое «пандемийное» лето были закрыты мировые курорты, и владельцы квест-румов выжили благодаря внутреннему туризму. Летом же прошлого года многие квест-комнаты пустовали: в жару люди предпочитали отдыхать на природе либо в Турции и Египте.
Онлайн-квесты, которые позволили выжить в самом начале пандемии, после снятия ограничений растеряли былую популярность у гостей. В чем-то это было ожидаемо, рассказал «Русской Планете» Владимир Жиганов, член Совета предпринимателей Москвы. По его словам, люди устали от бесконечного онлайна: они насиделись в четырех стенах и отдыхать предпочитают на свежем воздухе либо оффлайн. А вот с точки зрения компаний все вышло совсем наоборот. Даже учитывая, что все смертельно устали от Zoom, все, что касается работы, лучше чувствовало себя именно в онлайне.
Онлайн-формат оправдал себя, в настоящий момент он нашел свое место в B2B-сегменте, а не в рознице. Во время пандемии крупные компании подсчитали стоимость расходов на содержание офисов, поняли, что это не оптимально. Поэтому сейчас по-прежнему многие сотрудники трудятся удаленно, включая работников из других регионов. Это позволяет компаниям экономить деньги, но на удаленке между людьми не завязываются неформальные личные связи. Поэтому у HR-отделов возникло много трудностей при подборе персонала. На базе онлайн-квестов многие компании из квест-индустрии делают корпоративные квесты: это не просто весело, но и полезно для компании и коллектива.
Например, рассказал Жиганов, можно включить в такой корпоративный квест полезные функции: выявление неформального лидера, внедрение в сценарий важных пунктов из внутренних регламентов компании, и так далее. Таким образом можно прививать корпоративные ценности либо давать сотрудникам необходимые знания в легкой, игровой манере.
Что происходит с квестами сейчас?
В целом, можно смело констатировать: мир квестов и интеллектуальных развлечений пандемию успешно пережил, выйдя из нее с новыми ценностями и приобретя новые бизнес-модели. Да, многим пришлось закрыться, но, по оценкам экспертов, с рынка ушли самые слабые игроки. Аналитики отмечают, что рынок снова растет, а взамен ушедших игроков пришли новые.
Всего на 3% сократилось количество квест-компаний в столице по сравнению с допандемийными временами, отмечают в "Гильдии Квестов".
Меняются и сами квесты. Например, сейчас особенно очевиден стал запрос на страх: по словам Владимира Жиганова, это связано со сменой поколений.
Запрос на быстрые, сильные эмоции свойственен поколению зумеров. Они уже работают, они платежеспособны, им нужны яркие впечатления, и их вполне устраивает, что они могут быть негативными: это влияет на всю модель потребления этого поколения, кинематографа это тоже касается, не только квестов.
В свою очередь, у миллениалов запроса на страх нет: они по-прежнему ждут от квестов позитивных эмоций. Однако в классические квесты они уже, можно сказать, наигрались. Им хочется не пассивного, а активного участия. Поэтому в последнее время для этой аудитории хорошо работают квест-театры, иммерсивные шоу: когда зритель не просто гость, а полноценный участник представления. Он - актер, который импровизирует, не зная сценария и не зная, чем вся история закончится.
Заглядывая в будущее
Рынок квестов сложился еще до пандемии, и начал потихоньку проседать еще до первых локдаунов. Но это не значит, как полагают некоторые аналитики, что у квестов нет будущего и люди в них наигрались окончательно.
Дело в том, что в наше время сразу для нескольких поколений не так много возможностей пойти развлечься. При этом, как рассказал Владимир Жиганов, для дошкольников и младших школьников рынок предлагает слишком много развлечений, а вот у старших школьников и студентов вариантов не так много. ТикТок - это понятно, но это онлайн, а что есть в оффлайне? Пейнтбол? Бильярд? Страйкбол? Вряд ли сейчас, в 2022 году, эти развлечения можно назвать а) массовыми и б) идеально подходящими для этой возрастной категории.
Вот и получается, что кроме кинотеатров и торговых центров молодежи заняться толком нечем. К тому же, добавляет Жиганов, не стоит забывать и о емкости рынка.
Давайте посчитаем. Средняя команда для игры в квест - 4 человека. В месяц выходит около 140 игр. В год - не более 2000. Умножьте на 4, получится 8000 человек в год. За пять лет через один квест пройдет 40 тысяч человек, а ядро тех, кто хотя бы раз в год посещает квест-рум - 400 тысяч. Так что запаса у этого бизнеса хватит. Даже, казалось бы, старые квесты могут быть популярными и работать в одних и тех же комнатах по 6 лет, главное - грамотно обслуживать квест и развивать его, меняя морально устаревшие механики.